Технологии

«Зеленые» ткани, принты из минералов и вторсырье: что такое экомода

Энергосберегающие девайсы, биотопливо, переработка отходов, производство одежды, мебели и даже строительство домов из вторсырья… Современные экотехнологии внедряют практически во всех сферах – от fashion-индустрии до самолетостроения. 

Что такое экомода? Истоками этот тренд уходит в культуру хиппи, которые первыми заговорили о бережном отношении к природе. Экологичной можно назвать одежду, технология производства которой не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека. Чаще всего такие вещи шьют из натуральных материалов – хлопка, льна, шелка, конопли, бамбука, крапивы и даже кукурузы. 

До сих пор остается открытым вопрос, относить ли к «зеленым» тканям полиэстер. Это искусственное волокно, но чаще всего его изготавливают из переработанного сырья, что соответствует современным экологическим стандартам. Вместе с тем полиэстер отличается гипоаллергенностью.

Неоднозначная ситуация и с шерстью. Она безвредна в носке, но зачастую ее добывают насильственным способом, нанося вред животным.

А вот экокожу все чаще заносят в список материалов, соответствующих концепции ответственного потребления. Несмотря на распространенное заблуждение, это вовсе не кожзам, в ее основе тканое полотно и нетоксичная полиуретановая пленка, в то время как кожзам – это ПВХ.

Чаще всего экоодежда отличается и высоким качеством, и высокой ценой. Это легко объяснить: например, чтобы сделать футболку из органического хлопка, его нужно сначала получить. Высадить в экологически чистом районе, не использовать генетически измененные семена и химические удобрения. Удаление сорняков и сбор хлопка происходят вручную, что влияет на стоимость производства.

Но главной технологией, которая легла в основу экоколлекций практически всех масс-маркет-брендов, остается производство одежды из переработанных материалов – в основном из пластика.

«Мы живем в эпоху не просто потребления, а суперпотребления. Некоторые люксовые бренды просто сжигают свою одежду, потому что ее слишком много. Перепроизводство ведет к тому, что мы перестаем думать об экологии. Нужно производить меньше и перестать слишком много потреблять», – сказал законодатель мировой моды Жан-Поль Готье. И многие к нему прислушались, в том числе молодые российские дизайнеры.

В зеркале Арктики

Экомода – это не только одежда из органических или переработанных материалов, но и принты, напоминающие о хрупкости и красоте природы. Авторские вещи дизайнера Екатерины Николаевой украшают горы, степи и морские пейзажи, запечатленные известным тревел-блогером Сергеем Долей.

В дизайн одежды автор проекта Lintu Екатерина Николаева пришла из сферы точных наук. Lintu в переводе с финского означает «птица легкая, парящая, свободная от условностей и мнений, движущаяся с попутным ветром или против него». Одежда целиком отражает название бренда: она свободного кроя и необычных фасонов, совсем не похожа на вещи масс-маркета.

Природа и путешествия послужили отправной точкой для творческого процесса. В коллаборациях с фотографами, экоактивистами, телеведущими, дизайнерами и художниками были разработаны коллекции-путешествия, посвященные самым разным уголкам планеты и тем, кто на ней обитает.

Принты наносятся на натуральные ткани способом экологичной цифровой печати, которая позволяет сохранить высокое качество передачи всех красок и оттенков. При этом используются реактивные чернила на водной основе, что позволяет обеспечить максимально возможную экологичность конечного изделия.

Фото: instagram.com/lintu.clothes

Источниками вдохновения для новой коллекции «Зеркало Арктики» стали фотографии Сергея Доли, в которых дизайнеры увидели все буйство красок и многообразие фактур. Снимки были сделаны в самых разных уголках Арктики – на полуострове Таймыр, Земле Франца-Иосифа, в Норвегии, Исландии, Гренландии. В Lintu переработали фото авторским методом, свели пейзажи к абстракции, игре цвета и фактур, придумали цветовую гамму, погружающую в арктическое настроение. На основе некоторых фотографий был сделан орнамент. При внимательном рассмотрении можно увидеть на одежде хвост кита, реку, айсберг или гнездовье арктических птиц на скалах.

Помимо снимков, источником вдохновения для дизайнеров послужил образ советского полярника, а также национальная одежда коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Объемные силуэты, многослойность, богатая цветовая палитра и функциональность – все это легло в основу новой коллекции. В Lintu не хотят останавливаться на достигнутом. В планах на будущее – производство предметов интерьера и домашнего текстиля с уникальными принтами, чтобы красота и гармония природы могли окружать людей повсюду.

Печать уникальности

Отличительная черта коллекции Карины Кино – принты со зверями, растениями и пейзажами, созданные с помощью акварели из российских минералов. Рисунки с помощью цифровой печати переносятся на натуральную хлопковую ткань, из которой затем шьют одежду. Приставка «эко» в этом проекте точно не лишняя. 

Художница и дизайнер Карина Кино называет себя фанатом природы и даже окончила курсы садоводства при МГУ. Настроиться на творческую волну ей помогает и жизнь за городом, где зимой много сухоцветов, а на участок заглядывают зайцы и другая живность.

Любовь к окружающему миру у дизайнера проявляется не только в рисунках, но и в технологии производства. Карина следует принципу, что вещь от начала и до конца должна создаваться в России.

«Локальные дизайнеры в любом случае более экологичные хотя бы потому, что меньше логистики, вещи производятся на месте», – поясняет она.

Фото: instagram.com/karinakino_art

К сожалению, для полного отказа от импорта не хватает одного звена: в России не делают хлопок, из которого можно шить вещи, поэтому его приходится закупать за границей. Карина надеется, что эта индустрия будет развиваться, и скоро появится возможность использовать российские ткани. Хлопок – единственный материал ее коллекций, синтетика не используется в принципе.

«Я за то, чтобы люди носили натуральные ткани. Мне не очень нравится, что люди в большинстве носят полиэстер, эта ткань не дышит и дешево выглядит. Лучше купить одну хорошую и качественную вещь, чем что-то из масс-маркета. Разве кто-то будет передавать кофточку из полиэстера следующим поколениям?» – размышляет Карина.

Вторая жизнь

Современные технологии позволяют превращать крышки от бутылок в скамейки, значки, сумки и даже скейтборды. Кстати, у пластика есть большой плюс – он может быть переработан без потери качества. Именно этим занимается команда амбициозного проекта 99recycle из Санкт-Петербурга. 

В мастерской 99recycle хотят показать людям, что вещи из вторсырья такие же качественные и красивые, как и «первичка», а иногда и лучше. А самое главное, что при производстве из переработанного пластика не создаются новые, а используются уже существующие отходы. 

Сейчас команда разрабатывает первый в России промышленный 3D-принтер, который позволит создавать крупные и сложные по форме объекты из вторичного пластика. С помощью машины можно будет печатать предметы размером до восьми кубических метров – это масштаб автобусной остановки.

«Инновация поможет архитекторам и дизайнерам, потому что пластик такого размера раньше получать было очень дорого», – говорит один из основателей 99recycle Антон Рыкачевский.

Фото: instagram.com/99recycle

Источники сырья в компании разные, один из основных – международный благотворительный проект «Крышечки доброты», в рамках которого происходит сбор и отправка на переработку пластиковых крышек от бутылок. Оказывается, только в Петербурге в месяц сдают несколько тонн крышечек! В 99recycle их перемалывают в мелкую крошку, нагревают и придают им нужную форму.

Помимо пластика, есть и другие источники сырья – например, в мастерской собирают обрезки швейных производств, которые идут на выброс. Материал сортируют по цвету, форме, качеству и используют для пошива сумок, рюкзаков и аксессуаров вроде кардхолдеров.

«Мы также разрабатываем изделия по индивидуальным проектам – фирменный мерч, подарки. Если заказчик говорит, что ему нужны чехлы для ноутбуков, то мы будем использовать отходы швейных производств либо переработанные полиэтиленовые пакеты», – поясняет Рыкачевский.

Среди самых интересных проектов 99recycle – подушки для компании Coca-Cola. Они на 99,9% были сделаны из вторсырья, источниками которого стали перемолотая одежда и использованные чехлы для перевозки шин карьерных самосвалов.

При пошиве использовалось регенерированное волокно, первична была только нитка, которой подушки сшивались. Сейчас в мастерской трудятся над крупнейшим за все время существования проекта заказом – это производство 7,5 тысячи сумок из вторичного сырья. Еще одна масштабная задача – огромное панно из переработанного пластика с изображением «Танца» Анри Матисса, которое украсило одно из петербургских арт-пространств.

Кстати, 99recycle занимается не только производственной, но и образовательной деятельностью. Команда проводит мастер-классы на экструдере – установке, позволяющей из пластиковой крошки получить однородную вязкую массу из пластика, которая заливается в алюминиевую форму нужного дизайна. Гости могут сами изготовить брелоки и значки из того, что когда-то было крышечками для бутылок.

Анастасия Платонова, Хадижат Зайналабидова, журнал Минприроды России «Государственное управление ресурсами», № 5 (147), 2020

Обложка: Björn Forenius – istockphoto.com

Еще по теме