Технологии

Европа велела метанолу позеленеть. Что думают об этом в России?

Россия наращивает мощности по выпуску метанола. В стране строят сразу несколько заводов по производству метилового спирта. Однако в эти масштабные планы может вмешаться экология. Мировые эксперты требуют от метанола стать более экологичным. Готовы ли российские производители внедрить «зеленые» технологии?

Производство метанола в России к 2030 году вырастет в пять раз. Об этом сообщила первый вице-президент Российского союза химиков Мария Иванова на Третьем ежегодном конгрессе «Азот Синтезгаз Россия и СНГ».

Рост производства обусловлен мировым спросом. Рынок метанола растет на 5-6% в год. Увеличивается и экспорт из России. Например, в прошлом году отечественные производители продали почти 2 млн тонн метанола. Это на 15-20% больше, чем годом ранее.

Где в России планируют построить метанол-заводы?

Спрос на метанол будет расти и дальше, говорят эксперты. Россия готова занять на этом рынке свое место. Заводы по производству метанола сегодня строят в Тамани и Нижнекамске.

А компания ООО «Газ Синтез» начинала проектирование завода по выпуску метанола в порту Высоцк в Ленинградской области. Стоимость проекта – около 92 млрд руб. Всего в регионе в ближайшее время будет реализовано пять подобных проектов. После их запуска Россия сможет увеличить объем экспорта метанола до 8 млн тонн в год.

До 2024 года новые заводы по выпуску метанола намерены построить и компании «Еврохим», «Сафмар» и ЛУКОЙЛ. В экспорт метанола они собираются вложить 3,5 млрд долларов.

Модернизируются и действующие заводы по производству метанола. В том числе крупнейшие производители – «Метафракс», «Тольяттиазот», «Щекиноазот» и НАК «Азот», а также «Сибметахим».

Большая часть российского метанола сегодня идет в Финляндию, Румынию, Прибалтику, Польшу и страны ЕС. Огромный экспортный потенциал есть и в Китае – основном потребителе метанола в мире.

Зачем миру столько метанола?

С вещами, сделанными с использованием метанола, человек сталкивается каждый день. Ведь простейший спирт применяется в самых разных отраслях – от медицины до автопрома.

Так, из метанола делается формалин – водный раствор формальдегида. Он вызывает свертываемость белков, поэтому его используют как антисептик и консервант.

Также из метанола делают формальдегид, который нужен при производстве смол, лаков и эмалей и смазочных масел. А карбамидоформальдегидный концентрат используется в производстве фанеры, ДСП и других мебельных материалов.

Формиат натрия – побочный продукт производства пентаэритрита. Этот порошок используют при изготовлении противогололедных материалов и средств против коррозии, его добавляют зимой в бетон и цементный раствор при строительстве.

В смеси с бензином метанол может использоваться как топливо. При сгорании такая смесь выделяет меньше вредных веществ, чем обычный бензин. Метанол повышает мощность двигателей, поэтому топливо спортивных автомобилей делается на его основе. Для обычных машин производят топливо с присадками на основе метанола – они повышают октановое число и снижают вредные выбросы.

Старый и новый метанол

Раньше метанол получали в результате сухой перегонки древесины, поэтому его еще называют древесным спиртом. За 100 лет процесс производства метанола, конечно, совершенствовался.

Сейчас используют более современный способ. Сначала природный газ очищают от примесей (особенно серы), смешивают с водяным паром и конвертируют при температуре 860 °C в синтез-газ (смесь водорода (H₂) с угарным газом (CO). Основное сырье для синтеза метанола — это природный газ.

Но в ближайшее время требования к выпуску метанола могут измениться кардинально. Европейские эксперты предписали метанолу «позеленеть», то есть стать более чистым и экологичным.

Это связано с новой программой ЕС в области изменения климата. Она обязывает сократить вредные выбросы в атмосферу во всем мире на 40%, а также довести долю возобновляемой энергии до 27% к 2030 году.

«Электронный, или как его еще называют «зеленый», метанол является идеальной основой для множества альтернативных видов топлива, – считает эксперт по инновациям Siemens Energy Иренеуш Пик. – А универсальные центры электронного топлива на основе «зеленого» метанола могут привести к немедленному крупномасштабному сокращению выбросов углерода и обеспечению долгосрочной углеродной нейтральности».

Чтобы получить «зеленый» метанол, водород нужно получить путем электролиза из возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнце, в углеродно-нейтральном процессе.

Углекислый газ улавливается из растительной биомассы или из неизбежных источников выбросов, таких как производство цемента, которые в противном случае выбрасывались бы в атмосферу без использования. Такое «повторное использование» или переработка молекул диоксида углерода приводит к чистой экономии около 50% выбросов.

Компоненты затем преобразуются в метанол с использованием процессов преобразования энергии в жидкость путем метода синтеза спирта.


Метанольная экономика

Идея универсального электронного топлива не нова. Она основана на исследованиях 90-х годов прошлого века. Ученые даже ввели понятие «метанольной экономики».

Сегодня в этой науке будущего появились первые конкретные расчеты. По оценкам Иренеуша Пика, «зеленый» метанол можно производить примерно по 0,6 евро за литр. Его также можно преобразовать в другие экологичные виды топлива – электронное дизельное топливо, электронный керосин и электронный бензин. Последний может стоить менее 1,5 евро за литр, считает Пик.

Метанольная экономика принесла ее разработчикам Нобелевскую премию в 1994 году. Правда, тогда концепцию называли гипотетической энергетической экономикой будущего. Похоже, что сегодня это будущее наступило?

Готова ли Россия к производству «зеленого» метанола, портал «Экология России – нацпроектэкология РФ» спросил у Президента Российской Биотопливной Ассоциации, кандидата технических наук Алексея Аблаева.

«Для России зеленый метанол вряд ли можно назвать актуальным. В нашей стране сегодня много старых мощностей. Модернизировать их нет особого смысла. В России нет тенденции на сокращение СО 2, за это нет никакой ценовой премии за малоуглеродные топлива, как например, в Европе», – отмечает эксперт.

Это, скорее всего, вопрос политического решения, считает Алексей Аблаев. Без мощной поддержки властей переход производителей на зеленый метанол в ближайшее время представляется маловероятным.

«Это хорошая идея, но для Европы, где вопрос проработан, и где продолжают приниматься новые меры стимулирования для перехода на безуглеродные производства. Например, рассматривается вопрос введения налога на СО2», – считает Аблаев. 

Такие эксперименты в России могут начаться на предприятиях, где есть много возобновляемой энергии и есть большие выбросы СО2. Но это узкие ниши, уверен эксперт. Говорить о глобальной перестройке топливной системы страны в ближайшее время вряд ли приходится.  

Еще по теме