Минприроды России предлагает упразднить так называемые “зоны контроля” природных пожаров. Соответствующие поправки подготовлены для внесения в Правила тушения лесных пожаров. На деле изменения означают, что у регионов больше не будет возможности отказаться от борьбы с очагами возгорания в труднодоступных местах и на отдаленных территориях.
На сегодняшний день на территории РФ действуют утвержденные в 2014 году Правила тушения лесных пожаров, позволяющие региональным властям самостоятельно принимать решения о целесообразности действий в труднодоступных зонах, при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики, если “прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред”.
Иными словами, зоны контроля – это территории, на которых природные пожары можно не тушить, если это экономически нецелесообразно. По информации ФБУ "Авиалесохрана", пожары в зонах контроля находятся под постоянным наблюдением лесопожарых формирований субъектов РФ и контролируются космическим мониторингом. Решение о необходимости тушения по каждому конкретному случаю принимает региональная комиссия по чрезвычайным ситуациям.
Теперь ситуация может кардинально измениться. Если изменения в Правила будут приняты, регионы не смогут устанавливать зоны контроля. Кроме того, субъекты обяжут тушить все пожары, вне зависимости от угрозы, которую они представляют для населенных пунктов и от экономической целесообразности борьбы с очагами возгорания.
Согласно заявлению Минприроды, многолетний опыт тушения лесных пожаров в России показал, что практически все лесные пожары во всех регионах страны возможно потушить теми или иными способами, а для тушения лесных пожаров в удаленных труднодоступных зонах необходимо формирование специализированных подразделений в этих зонах.
По мнению инструктора ППК Якутского авиаотделения парашютно-десантной пожарной службы ФБУ “Авиалесоохрана” Ивана Загирова, внесение изменений в Правила положительно скажется на всей системе борьбы с огнем, потому что эффективным способом тушения лесного пожара было и есть тушение на малых площадях. Но в связи с введением "зон контроля", это стало практически невозможно.
“Зона контроля — это в целом условное понятие, так как любой лесной пожар, действующий в зоне контроля, через некоторое время передается в зоны, угрожающие населенным пунктам и инфраструктуре. Самое сложное в том, что площади таких пожаров просто огромны и ресурсы на тушение таких пожаров, соответственно, необходимы тоже огромные”, — пояснил он. — “Поэтому моё мнение о предложении Минприроды отменить разрешение регионам приостанавливать тушение “в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики” положительное. Нужно что-то предпринимать, чтобы уменьшить урон экологии и природе”.
В свою очередь инструктор ДПК Шушенского авиаотделения ФБУ “Авиалесоохрана” (Красноярский край) Владимир Филиппов считает, что есть разное понимание важности вопроса лесных пожаров в регионах и принимать решения о целесообразности тушении лесных пожаров по экономическим причинам необходимо на федеральном уровне: “Считаю предложение Минприроды об исключении из правил тушения лесных пожаров разрешения региональным властям устанавливать “зоны контроля лесных пожаров” и приостанавливать тушение “в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики” правильным, так как допускаю разное понимание важности вопроса лесных пожаров в регионах. По крайней мере, надо принимать решения о целесообразности (по экономическим причинам) тушения лесных пожаров на федеральном уровне. Не говоря даже о том, что Земля – это наш общий дом, и вред от наших лесных пожаров касается всех.”
Для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы документ размещен с 06.12.2019 по 19.12.2019 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru. Проект приказа Минприроды России “О внесении изменений в Правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 8 июля 2014 г. № 313” разработан во исполнение пункта 3 перечня поручений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 31 июля 2019 г. № ДМ-П9-6529
9 декабря 2019