Центральной дискуссией стала пленарная сессия «Национальная повестка устойчивого развития: реальные прогнозы и новые вызовы». Её участники подтвердили, что повестка устойчивого развития не уходит, внутри нее появляются акценты, связанные, прежде всего, с национальным интересом и развитием.
Андрей Шаронов, генеральный директор Национального альянса по вопросам устойчивого развития рассказал, что сегодня не столько рынок заставляет следовать устойчивости, а рабочая сила, новые кадры, которые приходят в компании с таким запросом. Ответственный подход бизнеса к своим сотрудникам, к окружающей среде, к формированию честной репутации – становится новым критерием при выборе места работы.
Председатель Всероссийского общества охраны природы, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, посол по нескольким программам ООН Вячеслав Фетисов заявил, что без экологического благополучия невозможно справиться с новыми вызовами. «Ресурсы истощаются, и требуется более ответственное отношение к ним. Необходимо начинать с себя, буквально перевоспитывать. Быть неэкологичным дорого, и, мне кажется, должно быть и не модно.
Решения, связанные с сохранением окружающей среды, сегодня требуют больших затрат. Поэтому важно работать совместно – бизнесу с наукой, науке с общественными организациями. Яркий пример тому, как наука и общественность приостановили принятие резонансного законопроекта по Байкалу.
Мы находимся в той ситуации, когда надо принимать решения на долгосрочную перспективу, они, в конце концов, дадут нам преимущества. Я и молодежи об этом говорю, ищите технологии, вы поймите, что живете в той стране, которая будет иметь огромное влияние в ближайшей перспективе», – сказал Вячеслав Фетисов.
Участники сессии говорили о том, как сместились акценты в политике ESG («экология-социальная политика-корпоративное управление»). Сейчас компании ставят во главу угла человекоцентричность. У бизнеса не должно быть системы «обязаловок», как сказали эксперты, вместо нее понятная мотивация как повысить качество жизни отдельных людей и семей, сделать все, чтобы нашим потомкам жилось безопаснее. Эти смыслы должны звучать и быть заметными, пусть вначале и небольшими изменениями в политике, риторике, моде и т.д.
Но здесь бизнес видит другую проблему – реальным игрокам, тем, кто хочет меняться, не хватает стимулов. Его представители говорят о том, что те компании, которые благополучно влияют на экологическую и климатическую повестку, должны пользоваться бонусами в виде налоговых или инвестиционных привилегий.
Говоря о перспективе развития климатических проектов и регулирования, участники дискуссии связывают ее с совместной работой со странами БРИКС. Здесь можно создавать и климатический совет по аналогу с Арктическим, например, и расширять рынок торговли углеродными единицами.