Международные эксперты предрекли планете дефицит одного из важнейших природных ресурсов – песка. Спрос на эту осадочную горную породу ежегодно растет во всем мире, а запасы стремительно сокращаются, сообщает телеканал CNBC со ссылкой на данные ООН.
«Мы никогда не думали, что у нас закончится песок, но кое-где это уже наблюдается», – заявил руководитель программы ООН по окружающей среде (UNEP) Паскаль Педуцци.
Как отмечается на сайте телеканала, песок является самым востребованным ресурсом после воды и основным материалом для строительства дорог, мостов, зданий и др. По оценкам исследователей ООН, ежегодное потребление песка во всем мире превышает 40-50 млрд тонн.
Уже сейчас многие страны вынуждены импортировать песок, в первую очередь арабские государства. Песок из пустыни для строительства непригоден: песчинки слишком мелкие и гладкие, плохо сцепляются между собой. В то время как песок с морского или речного дна, карьеров или побережья состоит из песчинок угловатой формы, усиливающей сцепление при соединении. И именно такой песок необходим для строительства и производства.
Рынок природного песка в России на фоне повышения мирового потребления ресурса переживает как подъемы, так и падения, говорится в исследовании компании Tebiz Group. В 2019 году отрасль произвела 247,6 млн кубических метра природного песка – и это на 17% ниже уровня 2018 года. В 2020 году недропользователи увеличили объемы на 12% по сравнению с итогом 2019 года.
Драйвером песочного рынка в России остается строительный сектор в регионах страны. Высокий спрос в 2020 и 2021 гг. также вызван реализацией двух национальных проектов – «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жилье и городская среда».
Сергей Кузнецов, учредитель компаний-недропользователей Ленинградской области, рассказал сайту «Экология России», что запасов песка в России достаточно, однако дефицитными становятся доступные месторождения.«Песок – полезное ископаемое сравнительно недорогое, его добыча не несет больших вложений. Себестоимость добычи колеблется от 30 до 150 рублей за кубический метр. А продажа песка на рынке стоит от 100 рублей и до 350, до 400 рублей возле крупных городов. Особенность бизнеса в логистике: рентабельность зависит от расстояний перевозки. Целесообразная дальность перевозки песка – не более 100 километров», – приводит расчеты эксперт.
По словам Сергея Кузнецова, в скором времени цены на строительный песок будут расти, так как породу будут доставлять с более отдаленных территорий. В первую очередь это касается Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«Близкодоступный песок к стройкам, к большим логистическим кластерам действительно заканчивается. Увеличивается себестоимость песка. Вокруг городов, в 30-40 километрах, естественных месторождений песка не осталось», – подчеркивает специалист.
Эксперт отмечает, что основная проблема отрасли – нелегалы, занимающиеся добычей песка без лицензий.
«Есть такой термин – «закопушки» – то есть нелицензированный карьер. Когда выкапывается котлован, оттуда достается самое легкоизвлекаемое полезное ископаемое, верхний слой. То, что не влечет больших финансовых затрат. А дальше карьер бросается, остается яма. Сейчас государство с этим активно борется, регулирование становится все серьезнее», – рассказывает эксперт.
Президент Общероссийского объединения работодателей в сфере охраны окружающей среды Елена Есина также считает, что запасов песка в России более чем достаточно. При этом остро стоит проблема незаконной добычи.«Это вопрос недропользования. Компания, которая хочет разрабатывать карьер для получения строительного песка, должна получить в Минприроды разрешение на недропользование. Процедура получения лицензий на недропользование и всех разрешительных документов достаточно по времени затратная. И «серые» разработчики приступают к работе без документов, чтобы получить хорошую прибыль и потом просто бросают карьеры. И «серые» операторы начинают заполнять эти карьеры отходами, чтобы не везти на полигон с целью экономии средств», – рассказала эксперт корреспонденту «Экологии России».
Участник природоохранных движений, журналист-эколог Геннадий Мингазов отмечает, что проблема незаконной добычи песка, в том числе, связана с логистикой.
«Строительный песок не хотят возить из дальних карьеров. Ведь это расходы на транспорт – бензин, накладные расходы. Добывают вблизи, где это делать нельзя. А потом отчитываются по документам, что этот песок привезен из дальних карьеров», – указал эксперт.
Специалист привел в пример ситуацию, сложившуюся в Республике Крым, где недропользователи могут начать добывать ценный песок вблизи Каламитского залива.
«Этот песок добывать ни в коем случае нельзя. Его хотят использовать как строительный материал – но этот песок очень ценный! По сути, это песок из останков ракушек. Это «золотой» пляж, ценный продукт, который нужен для оздоровления человека. Но никак не для строительства», – подчеркнул Мингазов.
Специалист подчеркивает, что ответственным ведомствам нужно тщательно следить за тем, чтобы песок, который используется для строительства, был добыт именно там, где отмечено в документах.
На сайте научного журнала Nature перечисляются меры, которые необходимы, чтобы уберечь человечество от нехватки строительного песка. По мнению специалистов, в первую очередь, необходимо искать и ставить на учет новые источники и месторождения песка, для разработки которых не потребуется ломать экосистему и инфраструктуру по течению больших рек.Далее, нужно шире использовать заменители песка, такие как шлак, зола и переработанный пластик. Также, по их мнению, материалы, созданные на основе песка, стоит использовать повторно: переработке должно подвергаться стекло, кремний из электроники и старый бетон.
Кроме этого, можно разработать технологии, требующие меньшего расхода материалов. А также необходимо создать международные органы, учитывающие и регулирующие добычу песка.
Фото: istockphoto.com – Bim