Экотуризм

Эколог из Якутии мечтает заселить «вечную мерзлоту» львами и воссоздать мамонтовые степи

На северо-востоке Якутии расположился заказник «Плейстоценовый парк». Зона вечной мерзлоты стала домом для северных оленей, якутских лошадей, лосей, степных бизонов, зубров, овцебыков, яков, калмыцких коров и овец. Это травоядные, которым удалось пережить ледниковый период. Руководит парком эколог Никита Зимов. Он рассказал сайту «Экология России» о своей непростой работе, планах по развитию парка, и новых питомцах, за которыми он скоро отправится в Казань.

Сам парк был создан в 1996 году отцом Никиты Сергеем Зимовым. Эколог хотел воссоздать экосистему мамонтовых степей, которая существовала на Севере в позднем Плейстоцене. 

«Без животных травы и злаки проиграли конкуренцию мхам, лишайникам, кустарникам и деревьям, пастбища деградировали, кормовая база для животных исчезла. Как следствие, сейчас плотность диких животных, в сотни, а то и тысячи раз ниже, чем 15 тысяч лет назад. Наша задача – завезти на огороженную территорию животных, которые жили на севере в прошлом, или могли бы жить в современном климате, адаптировать их, поддерживать и тем самым увеличить пастбищную нагрузку», – сказал Никита Зимов.

На месте мхов и кустарников должны появиться пастбища, на которых бы паслись сотни травоядных. Это не простая прихоть ученых, а настоящий шаг в борьбе с изменением климата. 

«Высокопродуктивные пастбищные экосистемы могут помочь в борьбе с изменением климата. А практические подходы мы постоянно меняем, пробуем с различными животными, растениями. С одной стороны, приятно быть пионером, но сложность заключается в том, что знаний и правильных методик категорически на хватает. Приходится идти методом проб и ошибок», – отметил он. 

Помимо парка с травоядными Никита Зимов руководит научной станцией на Крайнем Севере. Фронт его обязанностей очень широкий – от исследований и строительства до логистики и менеджмента. Иногда приходится делать несколько дел одновременно. Например, сейчас в парке идет реконструкция забора, но через несколько дней экологу нужно быть в Казани – там его ждут 12 верблюдов и 40 коз. Животные через всю страну отправятся в Плейстоценовый, доберутся до места только к середине июня.

Кроме травоядных руководитель парка мечтает заселить якутские пастбища хищниками: тиграми и африканскими львами.

«Тигры находятся на грани вымирания, если удастся создать независимую популяцию этих животных, это будет большой успех. В последние годы появилась африканская чума свиней, и она подорвала численность кабанов на Дальнем Востоке в 30 раз. А это – 60% рациона тигров», – сказал он.

Африканские львы, несмотря на свой узкий ареал обитания, довольно легко переносят холода.

«В Плейстоцене они жили по всей Евразии. Геном останков «пещерного» льва, найденного в нашем регионе, показал 100% совпадение с геномом африканского льва. Поэтому главное – это не морозы, а наличие пищи. А к морозам животные привыкают достаточно быстро», – прокомментировал специалист.

Еще одно желание Никиты Зимова – увидеть на территории своего парка мамонтов. Если эксперимент с клонированием этого древнего животного окажется успешным, он готов принять у себя эти травоядных.

«Но найти сохранившийся геном мамонта в мерзлых остатках до сих пор не удалось, поэтому клонирование в классическом понимании пока не реализуемо. За 10 тыс. лет в мерзлоте геном разрушается. Ученые стараются модифицировать геном слона, чтобы сделать его более холодостойким. Как я понимаю эта работа с научной точки зрения реальна», – добавил он.

Фото: instagram.com/pleistocenepark

Еще по теме