Ежегодно Россия отправляет в космос порядка 20 ракет, каждая из которых сбрасывает многотонный балласт из ступеней на ближайшие к космодромам регионы. Эти территории именуются в космонавтике «районами падения». Уже больше полувека их жители сталкиваются с экологическими и психологическими угрозами – прошлое веет топливными жижами в огородах, а будущее не предвещает системного подхода к уборке «космического мусора».
НЕПОДЪЕМНЫЙ ГРУЗ
Сегодня русский космос осваивают с трех космодромов: Плесецк в Архангельской области, Байконур в Казахстане и Восточный в Амурской области. «Союзы», «Протоны» и «Рокоты» выводят на орбиту спутники, пилотируемые, грузовые корабли и обсерватории. Полезная нагрузка, выводимая в космос, составляет лишь малую долю от массы ракеты. Ступени, которым не суждено выйти за пределы атмосферы, возвращаются к земле, где и находят свой последний приют. Каждая из них – это несколько тонн алюминия, титан, медь.
Линия падения ракет рассчитывается еще при проектировании космодрома: запущенные с Байконура они сбросят ненужное над Алтаем, с Плесецка – в Коми и Архангельской области, с Восточного – в Якутии.
Искать на столь широких просторах отработанные части конструкций должен Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входящий в Роскосмос. В 2016 году, в год запуска космодрома Восточный, правительство Якутии подписало с корпорацией соглашение, обязывающее последнюю собирать упавший мусор, а также компенсировать нанесенный жителям ущерб, в случае если такой появится.
Документ стал ответом на протесты жителей нескольких районов Якутии, которые беспокоились не столько за природу, сколько за свое здоровье. По данным местных СМИ, специалисты Роскосмоса проводили разъяснительные беседы, пускали делегации на объекты корпорации, мониторили окружающую среду, советовались с учеными – для того, чтобы снизить градус накала. В экспертный совет по координации взаимодействия с Роскосмосом вошли представители республиканского министерства здравоохранения, Роспотребнадзора, департамента по лесным отношениям, агропромышленному комплексу и охране природы, а также Росприроднадзора.18 декабря 2020 года с космодрома Восточный на орбиту отправили очередной «Союз» с космическими аппаратами OneWeb на борту. Вторая ступень упала, как и планировалось, в якутскую тайгу. В марте этого года поисковые отряды ЦЭНКИ нашли фрагменты и организовали эвакуацию обломков: пригласили сотрудников республиканского центра экологического мониторинга, районной инспекции по экологическому надзору, взяли пробы снега, измерили гамма-излучение, но никаких аномальных отклонений не нашли.
Так работа с космическим грузом должна строиться в идеале, но по факту таковой является лишь для одного региона России.
«Роскосмосу получилось договориться с властями Якутии только при условии, что корпорация будет собирать отработанные фрагменты ракет. Например, вторые ступени «Протона», которые падают с Байконура на Алтае – ими никто не заморачивается, там достаточно безлюдные регионы, как и в Архангельской области», – говорит Виталий Егоров, популяризатор космонавтики и основатель сообщества «Открытый космос».
ЗАВАЛЕННЫЙ ГОРИЗОНТ
Территория Республики Алтай уже более 50 лет используется как район падения отработанных ступеней ракет-носителей, запускаемых с Байконура. За эти годы с космодрома на орбиту отправили больше 470 ракет, а в алтайские горы свалили около 2,5 тысяч тонн «космического мусора».
В феврале 2008 года осколок «Протона-М» упал возле дома алтайского пастуха Бориса Урматова. Позже в МЧС сообщили, что он приземлился в нескольких метрах от дома на чабанской стоянке, в 6 км от ближайшего населенного пункта. Специалисты алтайского Института экологии провели замеры и не обнаружили токсичного заражения почвы и снега. Кроме того, не было и разрушений, поэтому все попытки Урматова выбить компенсацию в 1 миллион рублей закончились ничем.Спустя год фрагмент «Прогресса» 35 на 120 см приземлился на крышу многоквартирного двухэтажного жилого дома в селе Барановка – обошлось без жертв.
В августе 2011 года из-за аварии двигательной установки «Союз» с грузовым кораблем не смог выйти на орбиту – обломки третьей ступени и грузовика рухнули на Алтае. Их долго искали, но смогли найти лишь контейнер с питанием, предназначавшийся космонавтам. В тот раз практически полувековое соседство алтайцев с МКС обернулось истерикой: по республике поползли слухи о массовом море диких животных. Чтобы успокоить жителей, глава Алтая Александр Бердников даже пошел на крайности – пообещал полмиллиона рублей тому, что принесет ему облысевшего бурундука со следами отравления гептилом – ядовитым компонентом ракетного топлива.
СТРАСТИ ПО ГЕПТИЛУ
Совпадение или нет, но по данным правительства Республики Алтай, санитарная служба проводит эколого-гигиенический мониторинг в районах падения обломков как раз с 2011 года.
Специалисты следят не только за качеством атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы, растительности, но и за состоянием здоровья населения. По данным правительства республики, с 2016 года жителей региона обследуют в Научно-исследовательском институте терапии и профилактической медицины, их анализы отправляют в Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения Роспотребнадзора в Перми. И еще ни у одного человека, по словам властей, признаков интоксикации выявлено не было.
«Случаев документально подтвержденного отравления жителей республики компонентами ракетных топлив неизвестно. Стремительного роста онкологических заболеваний в республике не происходит. В большей степени на онкозаболеваемость населения предположительно влияют радиационные факторы – прошлые испытания ядерных устройств на Семипалатинском полигоне, а также повышенная местами радоноопасность», – прокомментировал Юрий Робертус, директор Алтайского регионального института экологии.Заключения ученых и мнения специалистов не мешают жителям Алтая уже больше 20 лет делиться страшными историями о последствиях космических «атак».
В 1999 году компания «Инэка», работающая в области экологического консалтинга, опубликовала бюллетень «Алтай: ракеты против людей и природы». В нем авторы собрали жалобы местных жителей: в своих огородах они находили неизвестную жидкость с резким запахом, которая практически истребляла всю растительность, грызунов и даже телефонные провода, обжигала кожу, вызывала головные боли и рвоту.
Как раз в 90-е над Алтаем начали летать не только «Союзы» на керосиновом топливе, но и «Протоны», заправляемые гептилом.
Но ученые все эти годы отрицают негативное воздействие космической отрасли на жизнь людей. В апреле 2021 года сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук провели общее собрание, посвященное космическим исследованиям. По оценке Александра Пузанова, директора Института водных и экологических проблем СО РАН, следы ракетного керосина или гептила не обнаружены ни в одной пробе почвы, воздуха, поверхностных вод и растений, собранных в горах Саяно-Алтая.
К подобным выводам приходят и ученые, исследующие окрестности космодрома Плесецк. Однако в 2019 Архангельская область стала лидером по заболеваемости раком. В регионе был зарегистрирован самый высокий показатель возникновения злокачественных новообразований: 566 случаев на 100 тысяч человек. Спустя год врио губернатора Александра Цыбульского на пресс-конференции все-таки спросили, исследует ли областной Минздрав влияние работы космодрома на заболеваемость раком в регионе, но Цыбульский толком ничего не ответил.«Что касается влияния объектов на жизни людей, я пока такой информации не имею. Но таким вопросом задаюсь. Обещаю, как только с этим вопросом разберусь или пойму, вам готов буду прокомментировать и сказать, как я себе это вижу», – цитирует Цыбульского архангельский портал 29.ru.
Тем не менее врио главы региона отметил, что столь высокий показатель скорее всего связан с высоким уровнем диагностики. Правда, официальных данных о последствиях работы космодрома до сих пор опубликовано не было.
«С Плесецка сейчас не летают ракеты на гептиле. Но и сам по себе гептил сгорает в атмосфере. Он может быть опасен, если ракета не взлетела и упала, но говорить о том, что он провоцирует онкологию – такой информации у меня нет. Самое главное – жестко соблюдать технику безопасности – это еще Королев говорил», – поясняет Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России.
ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛ И ЧЕРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
По оценке специалистов СО РАН, большинство районов падения отработанных частей ракет находится в пределах заповедников, что требует особых подходов к системам мониторинга.
В 2019 в правительстве Республики Алтай, над которой пролетают ракеты с Байконура, впервые подняли вопрос об обязательствах Роскосмоса по сбору космических обломков. Министр природных ресурсов, экологии и туризма республики Евгений Мунатов сообщил, что корпорация не убирает за собой мусор, вопреки договоренностям, принятым еще в 2000 году.
Местное население, свыкнувшись с угрозой из космоса, приспособило бесхозный металл под хозяйственные нужды. Его используют как кровельный материал, делают из него огородный инвентарь, ложи для саней, баки из-под ракетного топлива оборудуют под канализационные баки или сдают обломки как цветмет.
По словам ученых и специалистов космической отрасли, опрошенных «Экологией России», отработанные части ракет не представляют угрозы ни для экологии, ни для здоровья. Поэтому, по словам одного из источников, космический металл с Алтая с охотой скупают производители часов из Швейцарии. Тем не менее истории звездных Кулибиных всегда сопровождаются ремарками о количестве смертей в населенных пунктах и их причинах. Виной тому, считают специалисты – закрытость структур, отвечающих за работу космодромов, отсутствие точного экомониторинга и объективного подхода к оценке рисков.
ЗОНА ОТВЕТСВЕННОСТИ
На запрос сайта «Экология России» в Роскосмосе рассказали, что в зоне ответственности госкорпорации на территории России находится в эксплуатации более 32 районов падения отделяемых частей ракета-носителей (ОЧ РН), стартующих с космодромов Байконур и Восточный.
Районы падения расположены на территориях республик Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайского, Пермского и Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Томской, Омской, Новосибирской, Свердловской, Амурской, Магаданской областей и Республики Саха (Якутия).
С правительствами всех перечисленных регионов Госкорпорацией «Роскосмос» заключены договоры на использование территории в качестве районов падения ОЧ РН.
«Действительно, отдельными регионами периодически поднимаются вопросы использования своей территории в качестве районов падения, но в основном, они связаны с необходимостью внесения корректировок (уточнений) в подписанные договоры из-за текущих изменений законодательства Российской Федерации. Как раз такой случай и произошел с Республикой Алтай в 2019 году», – отметили в пресс-службе компании.
Выполнение работ по поиску и очистке районов падения от упавших фрагментов ОЧ РН во всех регионах проводится с обязательным участием природоохранных организаций и уполномоченных контролирующих органов.
При организации поисковых работ в районах падения ОЧ РН Госкорпорация «Роскосмос» руководствуется формулярными данными на пускаемые РН. Однако, количество и размеры упавших фрагментов являются величинами статистическими и зависят от множества факторов. Так, например, в районах падения первых ступеней, обнаруживается и вывозится не менее 90% от сухой массы ступени, а из районов падения вторых ступеней, с учетом их падения с высоты 150-180 км и происходящих процессов фрагментации и горения в плотных слоях атмосферы, от 30 до 60%. Все фрагменты подлежат обязательному вывозу из мест обнаружения, а выполненные работы по очистке районов падения актируются в обязательном порядке.
В настоящее время полномочиями по проведению систематических медицинских обследований населения, проживающего вблизи районов падения, с целью изучения влияния ракетно-космической деятельности на его здоровье Госкорпорация «Роскосмос» не наделена.
Ранее проведенные научные работы в данном направлении, в том числе в Алтае-Саянском регионе, не выявили никаких отрицательных результатов влияния космической деятельности на здоровье населения, в том числе проживающего вблизи районов падения РН типа «Протон».