Вода

Какие опасности угрожают российским рекам Обь и Иртыш

Совещание по вопросам сохранения и развития Обь-Иртышского бассейна прошло в Госдуме РФ

Какие опасности угрожают российским рекам Обь и Иртыш
река Иртыш, Омск
Фото: istock

Водные объекты Обь-Иртышского бассейна сегодня испытывают значительную нагрузку от сбора стоков крупных городов, промышленности, грузового, пассажирского судоходства, промысловой добычи биологических ресурсов. Увеличивается общий объем забора воды, более 50 процентов идет на нужды производства.

Крупнейшими предприятиями-загрязнителями председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин назвал водоканалы Екатеринбурга, Омска, Челябинска, Тюмени, а также Сибирский химический комбинат и Кемеровское акционерное общество «Азот».

О качетсве воды

Состояние качества воды в Оби и Иртыше определяют на более чем 100 створах по 84 пунктам наблюдений в Омской, Тюменской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Об этом сообщила Наталья Криворучко, начальник ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС». Качество воды стабильно изменяется от «загрязненной до грязной», чистой нет нигде. В районе Надыма и Салехарда была зафиксирована очень грязная вода. По течению Иртыша загрязненность воды увеличивается. Чем больше притоков впадает ниже по течению, тем больше загрязнение. Среди загрязняющих веществ – соединения железа, марганца, цинка, фенола, нефтепродукты. Кстати, Наталья Криворучко сообщила, что вся информация о загрязнении находится в открытом доступе, размещена в интернете, и в регионах о состоянии дел знают.

О дефиците воды

Вадим Никаноров, заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов подтвердил, что идет постепенное снижение водности на реках, есть проблема дефицита водных ресурсов. «Уровневый режим реки Иртыш на Российской территории в Омской области зависит от складывающихся гидрометеорологических условий, и, в основном, от работы каскадов водохранилищ, которые находятся на территории Казахстана. Инженерные сооружения в Омске все чаще и дольше работают вне проектных режимов. С 2021 по 2023 год уровень воды на реке отмечался ниже многолетних значений», – рассказал Никаноров.

Эту проблему сейчас пытаются решить в рамках соглашения между Россией и Казахстаном по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов. Вадим Никаноров сообщил, что сейчас готовится единая дорожная карта двух стран по проведению исследований в бассейнах крупных рек, в том числе, Иртыша. Будут определены антропогенные и климатические факторы, оказывающие негативное влияние. А на следующем этапе планируется разработка водохозяйственного баланса Иртыша на основе единой методики. В результате должен появиться документ о количественном распределении водных ресурсов трансграничной реки Иртыш в годы различной обеспеченности стока для различных периодов года. Важно закрепить законодательно вододеление. Что любопытно, официальный Казахстан считает преждевременным обсуждать вопрос о вододелении с Россией до той поры, пока не договорится с Китаем. Там тоже должно появиться соглашение, правда, Китай уже два года его готовит.

Об уменьшении популяции ценных рыб

Еще одна проблема, которая связана с благополучным будущим Оби и Иртыша – это сохранение биоразнообразия, мест нерестилищ и зимовки ценных видов рыб, популяция которых в разряде плачевной статистики.

Евгений Даринов, заместитель директора Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) сообщил, что численность и промысловая биомасса крупных сиговых рыб по сравнению с концом 20-го века снизилась в 10-30 раз. В 2014-2015 году был введен запрет на вылов максуна и нельмы. Сегодня снижаются запасы чира. И, если в ближайший год-два не ввести запрет на его вылов, то чир ждет учесть нельмы и максуна.

Однако, проблема с исчезновением рыб связана не только с незаконным промыслом, но и с разработками нефтегазового сектора. «Месторождения как раз проходят через места зимовки рыб. Морская вода подступает, заморные воды, в которых нет кислорода, спускаются вниз и место зимовки уменьшается. Если процесс освоения недр не остановить, то должны работать, как вариант, компенсационные мероприятия на восстановление. Компании нефтегазового комплекса выпускают мальков, но не всегда относятся к этому добросовестно, платят административные штрафы. И сегодня существует накопленный ущерб этих компенсационных мер», – рассказал Евгений Даринов. Он сообщил, что «если в год выпускать 900 млн муксуна, 50 млн нельмы и 125 млн чира, то к 2039-му году мы сможем разрешить вылов для коренных малочисленных народов. К 2049-му году уже промышленный вылов».

На совещании прозвучал вопрос, можно ли создать искусственно такие зимовальные ямы, на которые так негативно воздействуют нефтяники и газовики. Даринов ответил, что сделать дноуглубление – это сложный вопрос, потому что у рыбы есть «хоминг» – инстинкт дома. Чтобы понять, надо научно просчитать все варианты. Возможно, что восстановление зимовальных ям станет еще одной компенсационной мерой для бизнеса, особенно, в условиях интенсивного освоения Сибири и Якутии.

Об условиях судоходства

Обь-Иртышский бассейн второй после Ленского, и судоходные пути составляют 21 717 км. Водные пути находятся в границах 11 субъектов. Константин Анисимов, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта рассказал, что за 2023 год перевезено два миллиона пассажиров, около 14 миллионов тонн различных грузов, в основном это уголь, строительные материалы, нефтеперевозки. Основные получатели – нефтегазовые компании.

Константин Анисимов подтвердил, что засушливых и маловодных лет стало больше, особенно заметно это в последние 15 лет. Одна из мер, которая помогает сохранить судоходный баланс, связана с дноуглублением. В Обь-Иртышском бассейне работает 15 земснарядов. Правда, к долгосрочной эффективности процесса есть вопросы.

«В результате работ грунт выкладывается на берег, дальше он не используется, так как качество у него низкое. Часто бывает, что в паводок следующего года грунт снова уходит в воду, просто сползает», – сообщил Анисимов.

Ну и о туризме на воде, который, скорее всего, появился «не благодаря», а «вопреки». Один из российских судовладельцев перегнал круизное судно из Европы. И теперь оно ходит от Тобольска до Салехарда с заходом в разные населенные пункты. Спрос на такие путешествия, по словам Константина Анисимова, велик.

Еще по теме