Новые правила в отношении биологических отходов вступят в силу с 1 января 2021 года. Что изменится для животноводов, продавцов и переработчиков, узнал сайт «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
Для начала разберемся: что такое биологические отходы? Согласно законодательству, они делятся на медицинские и ветеринарные. К первым относятся послеоперационные остатки, органы и части тела людей и даже нежизнеспособные плоды. Но мы будем говорить о ветеринарных биологических отходах, именно их и коснутся главные изменения. Итак, к ветеринарным биоотходам относятся:
останки животных и птиц (сюда попадают и трупы домашних питомцев, и лабораторные животные, и туши павшего скота);
абортированные и мертворожденные плоды животных, а также органы и части тела, изъятые во время операций в ветклиниках;
конфискованная продукция животного происхождения;
отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения (например, кости, шкуры, внутренние органы животных и так далее);
продукты жизнедеятельности животных (например, навоз), и некондиционный корм, образующийся на зверофермах.
При неправильной утилизации ветеринарные биологические отходы становятся рассадниками инфекций. Даже изначально здоровые ткани животных во время процесса гниения образуют массу болезнетворных микроорганизмов и трупный яд.
Еще страшнее отходы животного происхождения, зараженные опасными болезнями. Они могут быть причиной массовых эпидемий ботулизма, пневмонии, бешенства, энцефалопатии, столбняка, чумы, сибирской язвы и пр.
Именно поэтому так важно установит жесткие правила их хранения, переработки и утилизации, считает президент Ассоциации рециклинга отходов Владимир Марьев.
«Биологических отходов в России немало. Документ ставит такие отходы на контроль. Для начала надо посчитать биологические отходы. И уже исходя из этой информации решать все другие вопросы. Правила хороши хотя бы тем, что они требуют соблюдения», – отметил Владимир Марьев.
Конечно, обращение с биологическими отходами в России регулировалось и раньше. Правда, делалось это по документам 25-летней давности. За четверть века они утратили свою актуальность, отмечает Марьев.
Любой пробел в законодательстве – это лазейка для серых схем. И в последнее время такие были очень распространены в сфере хранения, переработки и утилизации биотходов, согласен с экспертом фермер-сыровар Олег Сирота.
«Сейчас сложилась такая ситуация, что даже падшую корову у вас купят, – рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» Олег Сирота. – А ведь по закону это запрещено. По закону такое животное должно быть утилизировано специальным образом. Но много ли фермеров будут тратиться на утилизацию, если на падшем животном можно еще и заработать? Приедут, заберут, а куда они потом повезут этот труп – никто не знает. Не буду ничего утверждать, но, на всякий случай, лично я не ем покупные пельмени».
Но дело даже не только в серых схемах и недобросовестности отдельных фермеров, рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» Олег Сирота. Многие нормы старого законодательства выполнить было просто невозможно.
Проблемой становилась даже утилизация обычного навоза, который был отнесен к четвертому типу опасности. В итоге каждый даже самый честный фермер в России – априори нарушал закон.
«Невозможно утилизировать навоз по технологиям химических или даже ядерных отходов. Таких возможностей у фермеров просто нет, – сказал Олег Сирота. – У нас на ферме, например, есть специальная площадка для перегнивания навоза, после чего мы могли бы его использовать на своем же поле. Но проблема в том, что поле в 25 километрах от площадки. И если нас поймают на перевозке навоза, все, считай: твой дом – тюрьма!»
Новые правила, во-первых, разделяют биологические отходы – на особо опасные отходы, умеренно опасные отходы и отходы, зараженные радиацией. Остановимся подробнее на первых двух.
Итак, к первой группе относятся биоотходы (как сами животные, так и их трупы, а также отдельные части тела), зараженные возбудителями сибирской язвы, чумы, птичьего гриппа и прочих опасных для человека заболеваний.
Во вторую группу вошли останки животных, умерших от менее опасных для человека заболеваний, а также отходы ветеринарной практики, инкубации, лабораторных исследований и переработки животного сырья. Именно этой второй группе в новом законе сделали существенные послабления.
«Из новых правил исключены многие трудно реализуемые требования, – рассказал «Российской газете» заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. – Так, допускается хранение умеренно опасных биоотходов не только в специализированном помещении, что не всегда возможно, но и в запирающихся холодильниках. Биоотходы можно перемещать в одноразовых пластиковым пакетах, чего ранее не было».
Кроме того, последние – умеренно опасные биологические отходы – по новым правилам можно будет отправлять на переработку. Из них планируют делать корма и кормовые добавки для животных, удобрения, биогаз и другую продукцию технического назначения.
В дополнение к новым нормам Госдума планирует принять и еще один закон – «О переработке просроченной продукции в корма для животных и удобрения». Пока же перерабатывать такие продукты в России мешают многочисленные административные барьеры, рассказал председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
«Проблема заключается в том, что те, кто готов покупать просрочку, им не дают принять на себя мероприятия, связанные с транспортировкой, хранением и проведением экспертизы такой продукции, – прокомментировал Владимир Бурматов. – Все эти мероприятия сейчас вешают на продавца, который совершенно не готов этим заниматься, в итоге, ему проще это все на свалку отгрузить».
По словам депутата, сегодня во всем мире органика считается ценным ресурсом, но только в России ее везут на свалку, где она разлагается, отравляя почву, воду и воздух. В то же время множество приютов испытывают дефицит кормов, особенно в период пандемии.
В целом эксперты положительно оценивают новые правила хранения, переработки и утилизации биоотходов. Однако оценить эффективность этой реформы можно будет только через какое-то время.
«Утверждение правил, которые определяют, как и что можно делать с биоотходами, – это своего рода дорожная карта для ответственных структур, – отметил президент Ассоциации рециклинга отходов Владимир Марьев. – Если для этого нужны лаборатории – значит, их надо оборудовать. Если не хватает предприятий – значит, их надо построить. Посмотрим, что и как из этого будет сделано уже в ближайшее время».
Акулы – никакие не монстры. У людей просто склонность их демонизировать. Это и преувеличения о количестве жертв акул где-нибудь в Шарм-эль-Шейхе, и рыбацкие байки, и заявления, что раны от акул не лечатся. В результате обыватель, действительно, верит в том, что это чудовище и машина для убийства. При этом люди восхищаются столь же, а то и более опасными животными, например, тиграми.
Антарктида встречает айсбергами нереальных размеров и ветром сумасшедшей скорости. Плотный поток ледяного воздуха безжалостно хлещет. Это не просто порывы до 20-40 метров в секунду, а непрерывный ветер, сметающий все на пути.
«Большая Саянская тропа» – это, возможно, дело всей моей жизни. Эта тропа может стать одной из крупных, имеющих общенациональную известность экологических троп, таких как «Большая Байкальская» или «Большая Севастопольская». Общая сумма, которую мы заложили на нее, – около 81 млн. Сумма большая, но нужно понимать, что и протяженность тропы большая сложная в конструктивном плане, одна из наиболее крупных в стране.
Я пел белухам под водой, чтобы они ко мне подошли поближе. Однажды мы общались с кашалотом на тему загрязнения пластиком океанов (кит реально приносил мне пластиковые пакеты, как будто просил избавить от них, забрать их на сушу). За каждой фотографией стоит какая-то удивительная встреча с китами.
Если раньше все скалы были расписаны в стиле «Здесь был Вася», то сейчас надписей с каждым годом становится меньше. Плюс ко всему мы сделали несколько специальных стендов, так их и озаглавили: «Здесь был Вася». Каждый желающий, чтобы не расписывать скалы, может оставить автограф на стендах.
«Коронавирусный» 2020 год показал, насколько ценен для людей внутренний туризм. Погулять в лесу, подышать воздухом, послушать птиц, у костра посидеть. Это не тяжелый, не насыщенный туризм, это «туризм выходного дня». У нас в стране внутренний туризм вообще пока на зачаточном уровне, но пандемия, надо сказать, его подтолкнула.
Мы входим в список ООПТ, расположенных за полярным кругом. А это означает и потрясающие полярные сияния, и полярную ночь, и незаходящее солнце летом.
Как ни парадоксально это звучит, именно для нашего заповедника пандемия сыграла даже положительную роль. Если раньше люди привычно ездили за границу или в какие-то традиционные туристические места, то в 2020 году обнаружили привлекательные и еще не изученные природные жемчужины Самарской области.
Наше учреждение я иногда в шутку называю «гремучей смесью», как, собственно, можно назвать и любую федеральную ООПТ. Ведь здесь сразу несколько направлений работы: и охрана, и экопросвещение, и наука, и туризм.
Если уж человек доехал до «Русской Арктики», то он экологически сознателен и мотивирован на сохранение арктической природы. Маньяков, мечтающих пострелять по белым медведям, мы у себя не встречали.
Программа сохранения лошади Пржевальского позволила не только сохранить, но и увеличить численность мировой популяции до трех тысяч особей.
Человек, работающий в охране природы, стремится сделать мир лучше. Если сотрудник ООПТ из таких, то и результаты работы будут отличные.
Эковолонтерство для меня – будущее, в котором каждый для сохранения природы будет делать что-то посильное, а все вместе мы сможем добиваться огромных, прорывных результатов. Мы как раз и создали организацию «Делай!», чтобы помогать в этом.
Спасти и восстановить можно любой вид животного, который остается в природе. Но усилия должны быть сосредоточены на сохранении не только отдельных видов, но и всей экосистемы.
Животные гораздо умнее и богаче внутренне, чем мы представляем. Они просто думают иначе, чем люди...
Если все гренландские ледники растают, то уровень Мирового океана поднимется на 7,2 метра. Тогда страдать будут не только животные, но и люди. Уже сейчас нам надо готовиться к десяткам миллионов климатических мигрантов.
Цифровая трансформация – это не просто внедрение технологий. Это последовательная масштабная работа, которая приведет к ускорению и оптимизации всех процессов в отрасли.
Чему нам следует поучиться у ООПТ Танзании? Наверное, во-первых, организации охраны: при каждом нацпарке был целый поселок с рейнджерами, которые охраняли его с автоматами. А во-вторых, возможности реально увидеть животных на маршруте (экологической тропе). Чтобы, как в Африке, они мимо нас бегали, летали, да хоть просто лежали, и не боялись. Чтобы у них был закреплен рефлекс, что человек вот на этой территории не несет опасность. В России тоже есть такие ООПТ, но, к сожалению, их очень мало. А для посетителей большинства ООПТ, чтобы увидеть зверя или птицу, нужно быть реально специалистом или местным сотрудником, который работает на территории не один день. Или же просидеть без движения много часов в так называемых скрадках, чтобы животные потеряли бдительность, и вы смогли их увидеть.
В соцсетях активисты выкладывают свои отзывы и фото, что собранный раздельно мусор попадает в один контейнер и на одну свалку. Здесь важно выстроить полноценную цепочку: раздельный сбор – раздельный вывоз – раздельная переработка – раздельная утилизация
Общественные организации могут помочь в нужную минуту – экспертным мнением, финансами. А в случае несогласия – прямо высказать правду в глаза.
Все мы являемся менеджерами ресурсов. И на всех нас лежит ответственность за воздействие на окружающую среду
Турист с каждым годом становится все более искушенным. Даже если человек идет в поход с палаткой, то на особо охраняемой природной территории у него должно быть место, где он мог бы разбить эту палатку и остановиться на ночлег с комфортом, не нанеся при этом вреда природе.
СМИ сетевое издание «Экология России» – Нацпроектэкология РФ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 79233 от 25 сентября 2020 г.
По вопросам сотрудничества и рекламы: +7 (915) 379-27-44 (WhatsApp)
Адрес электронной почты редакции: info@ecologyofrussia.ru
16+