Экологическое благополучие стало одной из целей национального развития. Роль новых технологий особенно важна в обеспечении экологической безопасности, уменьшении рисков для здоровья и сокращении негативного воздействия на окружающую среду.
Инвестиции в экологию работают на нашу общую среду обитания и общую атмосферу. С другой стороны, бизнес находит и свои выгоды в использовании таких технологий. Это работает на перспективу и позитивно влияет на атмосферу бизнеса. Курская «Грибная радуга» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова – флагманская компания на грибном рынке – потратила более 200 миллионов рублей на продвинутую систему экологической защиты. Это первая система такого уровня в сельском хозяйстве России. Мы поинтересовались, в чем ее преимущество.
СКРУББЕР И ПЕРСПЕКТИВЫ ГРИБНОГО РЫНКА
Сегодня производство грибов обеспечено высоким спросом. Грибы –источник важных питательных веществ, они богаты витаминами, минералами и антиоксидантами. Производство грибов, это еще и экологически устойчивый вид бизнеса и его экологичность увеличивается.
За прошедшее десятилетие в России появилось десятки современных тепличных комплексов – настоящих грибных фабрик, это и Курская, Воронежская, Ленинградская области, Краснодарский край, Татарстан и другие регионы. Они увеличили урожаи шампиньонов почти в двадцать раз, в разы выросло и потребление. В прошлом году было собрано почти 146 тысяч тонн культивируемых (тепличных) грибов, это новый рекорд и на 13 с лишним процентов больше, чем годом ранее (данные Минсельхоза). Популярность лесных грибов в новом тысячелетии ниже, чем в прошлом, но статистики по ним нет по понятным причинам – невозможно точно посчитать, сколько собирается и съедается. На грибной кухне сегодня правят шампиньоны, они занимают более 95% рынка культивируемых грибов, в небольших количествах в России выращивают также вешенку и совсем немного «экзотики» - зимний и тополиный опенок, эринги, шиитаке. Культивацией шампиньонов занимаются более 40 компаний в России, один из лидеров отрасли – «Грибная радуга» Александра Удодова и Олега Логвинова –выращивает более 30 тысяч тонн шампиньонов ежегодно и занимает более 20% рынка.
Что впереди? Скептики считают, что рост грибного рынка достиг предела и даже возможен откат назад. Большинство участников рынка настроены оптимистично в отношении его перспектив. Да, высоких скоростей уже не будет, рост в полтора раза и более за год, как было еще несколько лет назад исчерпан - таковы экономические законы. Но грибов точно будет больше. Ожидается, что к концу десятилетия урожаи шампиньонов увеличатся еще на 70-90 тысяч тонн, минимум на 50% от современных уровней. Это соответствует минимальному европейскому потреблению в 1,5 кг шампиньонов на человека в год, - поясняют в компании Удодова и Логвинова. Есть и еще один резерв для увеличения урожаев. Это поставки грибов на экспорт, а они набирают тонны быстро. За пять месяцев этого года экспорт шампиньонов из Курской области, где работает «Грибная радуга», подрос на 42% и перевалил за полторы тысячи тонн. Компания Александра Удодова и Олега Логвинова, уже несколько лет поставляет свежие грибы в Казахстан, Кыргызстан и Беларусь. Свою продукцию начали отправлять в Ближнее Зарубежье и другие крупные производители.
Серьезные инвестиции в экологию – это тоже про уверенность в перспективах рынка. «Грибная радуга» установила мощную скрубберную систему для очистки воздуха от вредных примесей, посторонних фракций, пыли, неприятных резких запахов. Название скруббер связано с английским глаголом scrub, основное значение которого скрести, тереть – отсюда и разнообразные косметические скрабы. У этого глагола есть реже используемый перевод «промывать газ». Это как раз про скрубберы, которые активно используются в промышленности, энергетике, на морских судах и даже в космосе. А вот в сельском хозяйстве очень редко в мировой практике. Скруббер на «Грибной радуге» Удодова и Логвинова стал первым с приставкой агро-. Причина в том, что законодательство этого не требует, а стоит такое экологическое оборудование дорого плюс необходимы значительные затраты на обслуживание. Компания установила скруббер на вспомогательном производстве компоста. Это натуральное удобрение на основе злаковой соломы, а также грунт, в котором растут шампиньоны. В ходе производства компоста его натуральные компоненты выделяют сильный неприятный запах. Теперь он уничтожается скруббером и не попадает во внешнюю среду.
Сегодня в России появился оптимистичный пример эко-ответственности от грибного лидера, который будет полезен для многих отечественных агропредприятий.