После ситуации с многомиллиардным ущербом, который выплатила компания «Норникель» за разлив топлива в Арктике, влияние Росприроднадзора в структуре федеральных властей сильно возросло, считают эксперты, опрошенные «Экологией России». Также специалисты поделились мнением, каких полномочий пока еще не хватает природоохранному ведомству.
По словам эколога и блогера Георгия Каваносяна, проблем внутри самого ведомства остается много.
«Особенно в регионах, в том числе с кадрами и зарплатами. Есть регионы, где работают два инспектора на всю область, но этого не хватает для полноценной деятельности. Но тем не менее, «громкие» вещи делаются, страх у нарушителей перед Росприроднадзором растет», – сказал он.
Эколог считает, что оказать весомую помощь ведомству может институт общественного контроля.
«Если Росприроднадзор будет иметь в каждом регионе около каждого предприятия-загрязнителя общественного контролера, то чиновники смогут в режиме реального времени получать замеры воздуха, воды в реках. Все данные будут передаваться уполномоченным специалистам, тогда это все заработает. В моем понимании, в эту сторону нужно двигаться. Желающих много, учитывая ситуацию во многих регионах», – резюмировал эколог.
Член правления Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов уверен, что Росприроднадзор нужно наделить дополнительными полномочиями.
«Мы считаем, что наболевшая проблема – это прием работ по рекультивации, на которые тратятся сотни млрд государственных денег. Приемка осуществляется без должного контроля, комиссиями заказчиков, где нет представителей Росприроднадзора. А мы убеждены, что это должен делать Росприроднадзор и обязательно с участием подведомственных лабораторий», – отметил он.
Эксперт считает, что стандарты работы Росприроднадзора задала авария с «Норникелем». Другие предприятия не должны стать исключением.
«Чтобы осуществлять такого рода воздействия, нужно иметь ресурсы. Мы не видим у Росприроднадзора для такой массовой работы ресурсов. Причина простая, чтобы провести проверку удаленного предприятия, человек должен туда добраться. А командировочные у проверяющих такие же, как у других чиновников – 100 рублей в день», – отметил он.
Элмурод Расулмухамедов рассказал, что в инструкции у работников Росприроднадзора сказано, что они не могут пользоваться транспортом предприятия – это мера защиты от коррупции. Но такие ограничения создают проблемы.
«Тогда их нужно финансировать должным образом. Если служба приносит такие деньги в бюджет, то и ответное отношение должно быть», – резюмировал он.
Фото: Росприроднадзор