Росстандарт утвердил первый в России национальный стандарт, регулирующий требования к размещению на автодорогах так называемых экодуков – переходов для животных. С 1 ноября ГОСТ вступил в силу.

По новым правилам, специальными биопереходами для животных должны быть оборудованы все скоростные трассы, а также дороги, которые пересекают пути миграции животных или проходят по территории заказников и заповедников.

К последним – особые требования. Так, на территории ООПТ экодуки для лосей, оленей и медведей должны стоять через каждые 3-15 километров трассы в зависимости от статуса заповедной территории. Экодуки для кабанов, косуль, волков, лисиц и зайцев – через каждые 1,5-5 километров. А экодуки для белок, хорьков, ласок и выхухолей – через каждые 1-3 километра. В самом привилегированном положении оказались рептилии и амфибии: они не должны добираться от «дома» до перехода больше 50 метров.

Экодуки различают не только по размерам (в зависимости от того, какое животное будет им пользоваться), но и по типу строительства. По новым ГОСТам в России появятся четыре вида экодуков: мостовые (над дорогами), тоннельные (под дорогами), трубные (с водой для перемещения отдельных мелокопитающих, пресмыкающихся и земноводных), а также ландшафтные (которые не только обеспечивают безопасный переход животных через дорогу, но и сохраняют изначальный вид местности).

ЦКАД-3 первой в России оборудовали по новым ГОСТам

11 ноября в Подмосковье открыли движение по ЦКАД-3. Это самый протяженный участок кольцевой автодороги – 105,9 км, и самый быстрый – разрешенная скорость движения здесь – 110 км/ч.

Чтобы снизить риск аварий и количество смертей людей и диких животных, проживающих в лесах вдоль трассы, на ЦКАД-3 построят сразу пять экодуков. Два из них уже введены в эксплуатацию, еще три находятся в процессе строительства.

«Появление диких животных на автомобильных дорогах нередко приводит к тяжелым последствиям для участников дорожного движения. По экспертным оценкам, число наездов на животных в общем количестве ДТП составляет не менее 2%, а число погибших составляет 2-3 человека на 100 столкновений с животными, для которых ДТП в большинстве случаев являются смертельными», – объяснили инициативу в Росстандарте.Фото: экодук трубного типа с сетчатыми направляющими ограждениями и шумозащитным экраном

По статистике ГИБДД за 2018 год, на дорогах России произошло 428 случаев наезда на животных, и это только официально зарегистрированные факты. Еще десятки тысяч животных, погибших под колесами, никак не были учтены, считают в Greenpeace.

Именно смертность на дорогах может стать одной из главных причин исчезновения отдельных видов, отмечают «зеленые». Под угрозой уже оказались популяция серых и монгольских жаб, а также амурских лесных котов, занесенных в Красную книгу.

«Принятие ГОСТа – это прорыв, потому что в нашем государстве такие документы имеют большое значение. Когда появляется норматив, который должен выполняться, бюрократическая машина начинает действовать. Другой вопрос, насколько экодуки будут соответствовать тем местам, где они должны стоять, то есть будут ли при проектировании учтены данные науки о миграционных путях», – отметил пресс-секретарь Greenpeace Евгений Усов.Фото: экодук на ЦКАД

Для строительства экодуков на ЦКАД-3 были привлечены зоозащитники и экологи. Они помогли определить места популяции животных, именно там и было рекомендовано строить экодуки. Еще один критерий выбора места для перехода – число ДТП. Где больше всего аварий – там и надо строить, говорят эксперты.

Кроме того, специалисты дали советы по выбору материалов для экодуков. От этого зависит, будут ли животные воспринимать такие постройки объектами естественной среды, а значит, будут ли они пользоваться такими переходами.

Стандарты для экодуков в России задала Калуга

Первые экодуки в России появились еще до вступления ГОСТов.  Так, в 2016 году такой переход построили в Калужской области, на 170 км трассы М-3 «Украина».

«Мы считаем, что именно наш первый переход для животных задал стандарты экодуков для всей России, – рассказа сайту «Экология России» - нацпроектэкология РФ» начальник отдела воспроизводства и использования животного мира министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Юрий Галченков. – Хочу отметить, что лисы, зайцы, ласки заинтересовались экодуком практически с первого дня – в результате, смертность таких животных на дорогах значительно снизилась. А вот с парнокопытными сложнее, сейчас мы думаем, как усовершенствовать наш экодук, чтобы он был привлекательным для как можно большего числа животных. Например, ставим солонцы».



Фото: экодук мостового типа с пролетным строением из металлических гофрированных труб

В том же 2016 году был открыт и Нарвинский тоннель в национальном парке «Земля леопарда». Эксперты отмечают, экодук значительно снизил гибель не только редкого охраняемого хищника, но и других животных.

Наконец, третьим и четвертым экодуками в стране стали переходы на ЦКАД-3 в Солнечногорском и Дмитровском районах Московской области.

Свой экодук есть и в «Лосином острове», однако в отличие от остальных, он установлен не на трассе, а на территории самого парка. Конструкция себя не оправдала, считает бывший замначальника по охране территории Владимир Соболев.

«В нашем парке есть экодук, но, лично я считаю, что он себя не оправдал, -– рассказал сайту «Экология России» - нацпроектэкология РФ» бывший заместитель начальника по охране территории национального парка «Лосиный остров» Владимир Соболев. – Лоси переходом практически не пользуются. Зато экодук облюбовали бездомные собаки. И они сыграли плохую роль в этой истории. Дикие животные боятся собак и по этой причине, в том числе, не идут в экодук».

Чтобы привлечь животных к экодуку, надо учитывать несколько важных моментов. По словам экспертов, подходы к переходу должны быть гораздо шире, чем его средняя часть. Это нужно, чтобы приманить в экодук как можно больше животных, намеревающихся перейти на другую сторону дороги.

Фото: экодук тоннельного типа с проходом животных в тоннеле под дорогой

Специалисты также рекомендуют ставить в районе экодуков защитные шумоизоляционные щиты, чтобы звери во время перемещения чувствовали себя спокойно.

Европейские экодуки – визитные карточки дорог

Именно так сегодня и выглядят многие европейские экодуки, которые начали строить еще в 50-е годы прошлого века. Строительство переходов для животных в западных странах сегодня – это часть экологической политики.

Многие экодуки становятся визитными карточками автодорог и собирают толпы туристов, которые приезжают сюда, специально чтобы посмотреть, как слоны, косули, черепахи и даже крабы пользуются переходами. 

Первой страной, которая построила экодук, считается Франция. Больше всего экодуков в Нидерландах – порядка 600. В некоторых местах вдоль дороги стоят даже плакаты, указывающие направление к экодуку (Wildlife crossing). Но это для тех животных, которые умеют читать.

Поделиться

Другие истории

Все истории



Все мнения

Последние новости