Напомним, что на рассмотрении Государственной Думы находится принятый 11 июля 2023 года в первом чтении законопроект № 387575-8 «О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (Законопроект). 9 июля 2025 года на Законопроект в Государственную Думу поступили поправки Правительства РФ. Документ готовятся принять во втором чтении уже в ближайшие дни.
Первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов открывая заседание, процитировал слова жителей Бурятии, сказав, что Байкал – это природный храм и он требует к себе особенного отношения. «Мы видим, что, несмотря на ограничения закона уже богатеи огородили себе те лакомые территории, которые как раз этот закон позволит легализовать. Хотят приватизировать федеральную собственность, которая принадлежит всему народу. Мое выступление и сейчас, и два года назад перед принятием законопроекта в первом чтении, состоит в том, что не надо торопиться, надо обязательно услышать специалистов. Никто не против помощи людям, семьям – это святая обязанность, но это не требует сплошных рубок», - сказал Фетисов.
Участники заседания двух комитетов провели анализ предлагаемых поправок, а также пригласили к оценке редакции законопроекта органы власти, науку, общественность.
Максимальную критику получили некоторые положения новой редакции. В частности, разрешение на проведение сплошных санитарных рубок погибших насаждений в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. По предварительным данным площадь сплошных рубок составит 7 тыс. га прибрежных территорий! Практика показывает, что сплошные санитарные рубки являются одними из самых трудно контролируемых мероприятий, имеющих мощнейший потенциал злоупотреблений. Председатель Научного совета РАН по лесу Наталья Лукина рассказала, что ученые провели экспресс-оценку указанных гектаров, для которых лесопатологи Рослесхоза требуют сплошные рубки и искусственного восстановления. Но, как показала оценка, на этих участках в течение 9 лет уже идет естественное восстановление. И говорить, что «там сплошь мертвый лес нет никаких оснований». К тому же нет четких критериев, по которым лесники определяют – мертвый это лес или нет.
Ну, если лесники располагают цифрами по поврежденным и утраченным лесам, то какие оценки ущерба от вырубки здорового леса? Такой вопрос задал Вячеслав Фетисов представителям Рослесхоза. «Если мониторите мертвый лес, то и живой мониторьте – это ваша прямая задача. Кого в последний раз привлекли к ответственности?» Но по незаконным вырубкам информации у Рослесхоза не оказалось, сказали, что предоставят...
Амирхан Амирханов, советник руководителя Росприрднадзора подчеркнул, что права местных граждан должны быть обеспечены, но Центральная экологическая зона Байкальской природной территории была создана, чтобы «обеспечить водорегулирующую и водоохранную роль, все остальное – это от лукавого и приватизация, и строительство объектов. Если вы начинаете ее изнутри трансформировать, то она теряет смысл полностью». Амирханов предложил внести в законопроект о так называемых сплошных рубках на Байкале обязательную статью об инвентаризации земель: «…никаких норм не предпринимать, надо понять, у кого какие земли, какие границы, кто и каким образом владеет или распоряжается землей. За эти годы здесь много чего интересного накопилось. Я не думаю, я точно знаю, что это есть».
Присутствовавший на расширенном заседании представитель Буддийской Традиционной Сангхи России Дондоп Лама также выступил против разрешения сплошных рубок леса на Байкале. «Должны учитываться права коренного населения. Прежде всего, нужно прекратить такие рубки, потому что каждое дерево влияет на всю Байкальскую территорию. Буддийская Сангха против легализации земель и против рубок. До 1000 эндемиков насчитывается на Байкале, которые не встречаются нигде. Вся природа зависит от уровня Байкала, его живости и долговечности, думаю, должны приниматься жесткие меры, и такой закон губителен».
Вызывает беспокойство оставшееся положение об автоматическом переводе земель лесного фонда в иные категории в случае противоречий сведений ЕГРН и лесного реестра (введение правил «лесной амнистии»). Включение правила «лесной» амнистии в Закон о Байкале сделает охрану Байкала слабее, чем всех иных объектов ЮНЕСКО. В настоящее время имеются примеры незаконного включения в границы населенных пунктов леса (например, с. Заречье, 135 га лесных земель в 2021 году включены в границы населенного пункта при наличии прямого запрета перевода земель лесного фонда в иные категории (ст. 11 Закона о Байкале). В таких ситуациях «лесная амнистия» станет инструментом легализации ранее незаконно переведенных земель и повторного изменения границ населенных пунктов в ЦЭЗ БПТ.
Депутаты и ученые обратили внимание на то, что в новых поправках говорится, что все решения о жизнедеятельности вокруг озера будет принимать специальная комиссия и только после заключения РАН. Анатолий Грешневиков, зампредседатель комитета Госдумы по экологии указал, что в этом вопросе нечетко прописана зона ответственности членов комиссии за принимаемые решения и предложил, чтобы их контролировала Госдума. Ирина Орлова, член научного совета Сибирского отделения РАН пояснила, что указанная в законопроекте формулировка «при позиции РАН» - это очень неопределённое понятие. «Я считаю, что надо запрашивать РАН и формулировать более точно, потому что сейчас – получится, зашел к любому человеку, члену академии наук, а у нас различные люди с различными позициями. Как предложение – есть законодательно утвержденная система экспертизы РАН, она четкая, гарантировано установленная».
То, что на работу с законопроектом нужно больше времени, показало и выступление представителя МЧС. Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Воронов рассказал, что в ведомстве не видели редакцию документа. Отвечая на вопрос по вырубке леса для противопожарных работ, он сообщил, что, на самом деле, такие разрывы, есть. Просто их застроили домохозяйства и никто не проконтролировал. «Осуществляют застройку в противопожарных разрывах. Кто дает строить? Говорят, а давайте лес сдвинем, потом границу населенного пункта, потому что все хотят в лесу жить, и так может бесконечно продолжаться. Должно быть планирование в рамках градостроительной деятельности. «Мы будем требовать, если есть противопожарный разрыв, он не должен быть застроен. Как решать вопрос? Мы помним, как в Москве в водоохранной зоне очень дорогие особняки сносили. Все знают, как населенные пункты продвинулись в Прибайкальской территории непосредственно к водоохранной зоне – вопрос законно или нет, к сожалению, это не наша компетенция», - сказал Воронов.
Участники также обратили внимание на ценность Байкала как объекта Всемирного наследия. В частности, в письме к собравшимся глава СПЧ при Президенте РФ Валерий Фадеев отметил, что на проходящей сейчас сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО вопрос об ослаблении объекта Всемирного наследия озера Байкал включен в проект итогового решения и активно дебатируется. При этом высшее руководство нашей страны в последние годы неоднократно называло ЮНЕСКО важной международной площадкой для продвижения российской повестки. Таким образом, принятие поправок, утвержденных правительственной комиссией окажет негативное влияние не только на состоянии экосистемы озера Байкал, но и на внешнюю политику нашей страны.