Собравшиеся ученые, экоактивисты, общественники, эксперты заповедного дела, юристы – практически большинство выразило единую позицию по поводу резонансного проекта – решать транспортную проблему следует комплексно, при этом, рассмотреть все альтернативные варианты, не затрагивающие территорию нацпарка «Лосиный остров».
Напомним, что в январе этого года администрация городского округа Королёв Московской области завершила процедуру общественных обсуждений материалов ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) по объекту: «Реконструкция автодороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королёв».
Эксперты заповедного дела заявили, что фактически речь шла о строительстве новой автодороги через территорию нацпарка «Лосиный остров». При этом, материалы ОВОС были подготовлены с нарушениями, следствием которых мог стать значительный вред природным комплексам.
Пока вопрос остается открытым, кто будет делать работу над ошибками ОВОС, но присутствовавший на встрече председатель Общественного совета Минприроды России Александр Закондырин, в феврале этого года ставший еще и директором Всероссийского научно-исследовательского института (ВНИИ) «Экология», сообщил, что сотрудники института вопросами ОВОС больше заниматься не будут. Однако вместе с коллегами из других академических институтов они готовы принять участие в рабочей группе по разбору замечаний и предложений, причем, это будут специалисты с высочайшей квалификацией уровня докторов наук. Александр Закондырин добавил, что в Общественном совете Минприроды России на май 2024 года намечено заседание по развитию российских ООПТ и пригласил всех к содержательному обсуждению. «Лосиный остров» – это жемчужина отечественной заповедной системы и ее надо сохранить», – высказал личную позицию Закондырин.
Директор экоцентра «Заповедники», президент Фонда «Заповедное посольство», член Общественного совета при Минприроды России Наталья Данилина также напомнила, что нацпарк «Лосиный остров» – это знаковая ООПТ, лесной массив которой сохраняется еще с XV века. И эта территория имеет экологическое значение для московской агломерации.
Первый заместитель главы Администрации городского округа Королёв Сергей Иванов, сообщил, что по итогу обсуждений поступили вопросы и замечания от людей, которые живут не только в Королеве, но и в Мытищах, Москве и других муниципальных территориях. По словам Иванова, по итогу общественных слушаний поступило 11 тысяч протоколов, из них более 7 тысяч – без замечаний, 4 с половиной тысячи граждан прислали замечания и предложения. Повышенное внимание общественности и остроту обсуждений вокруг строительства дороги чиновник объяснил тем, что, «возможно, люди хотят больше знать, как это будет реализовано, не нанесет ли это вред ООПТ».
Вопросы, безусловно, у людей могли и должны были возникнуть. Даже эксперты заповедного дела подтвердили, что материалы ОВОС очень сложно читать неподготовленному человеку, а тем более, разбираться в терминах.
Пожалуй, самым коротким было выступление заместителя министра экологии и природопользования Московской области Виталия Тюрина, который уточнил, что речь идет о капитальном ремонте существующей дороги, а не о строительстве новой. Хотя, судя по фотографиям, которые сделали участники круглого стола, та самая существующая дорога, больше похожа на экологическую тропу, узкая, где-то асфальт, где-то грунтовка. Сотрудники нацпарка используют ее для передвижения в служебных целях, зимой – там катаются на лыжах.
Какой должна быть дорога, которая идет в границах национального парка? Она должна соответствовать всем современным экологическим принципам и стандартам, а значит, это будет очень дорогая дорога, просто положить асфальт не получится. Это мнение сопредседателя межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу» Виктора Данилова-Данильяна. По его мнению, если проектировщики дороги узнают об этих требованиях и стандартах, то закричат «караул». Все, что связано с сохранением биоразнообразия, миграционных путей животных – все это требует принципиально другого подхода при строительстве.
Кроме вопросов экологии и природосбережения, к этому проекту есть вопросы и с точки зрения транспортной эффективности. На них указал член Общественного совета при министерстве транспорта России, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. Первый недостаток связан с двумя поворотами под 90 градусов. Такие углы на дороге резко снижают скоростной поток и пропускную способность. Также, если ехать из Москвы, то на предложенную чиновниками дорогу, выехать можно просто. А вот для выезда из области, Королева, Мытищ потребуются сложные развороты. Янков предложил рассмотреть альтернативный вариант дороги – вдоль железнодорожного полотна. Там потребуется построить на участке путепровод. Но похожий аналог уже есть через железную дорогу в районе платформ Быково и Удельная. Чтобы просчитать эффективность этого проекта нужно получить данные о существующем машинном потоке, перспективных строительных объектах. Кстати, Игорь Гришин, член Совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член инициативной группы г. Королева пытался получить такие данные от администрации города, но ему пришел ответ, что данные трафика отсутствуют. Есть только приблизительные подсчеты. Вообще, представители общественных групп, активные граждане говорили о том, что в Королеве острая проблема с общественным транспортом, тамбуры в электричках переполнены, при такой ситуации трудно привлечь новые кадры в наукоград. Поэтому, следует переформулировать задачу из экологической в транспортную проблему Королева, которая в первую очередь касается общественного транспорта.
Представители научных институтов также не поддержали проект строительства дороги. Профессор кафедры физической географии и ландшафтоведения географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор географических наук Александр Хорошев обратил внимание, что в документации упущены серьезные риски для природной территории. По его мнению, разработчики должны были проанализировать окрестности трассы, как она повлияет на болотный массив, какие угрозы грунтовым водам, которые находятся очень близко, в некоторых местах не глубже одного метра. Также не дана информация о загрязнении от стирания шин, колодок, которые оставляют кадмий и другие вредные вещества, не сказано, будут ли применяться зимой реагенты.
Доктор биологических наук, директор Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Правления Русского общества сохранения и изучения птиц Михаил Калякин рассказал, что в нацпарке «Лосиный остров» обнаружен 31 вид краснокнижных птиц. По его мнению, есть основания для тревоги – сократится площадь, на которой птицы живут, да и в принципе возникнет прецедент, что, если можно такие проекты делать на ООПТ в Московском регионе, то почему и другим тогда нельзя вмешиваться в природную территорию…
Заведующая лабораторией структурно-функциональной организации и устойчивости лесных экосистем Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РА Анна Гераськина выразила отрицательное отношение к прокладке дороги: «Этот проект приведет к нарушению функции леса, как природному механизму защиты здоровья человека, регуляции изменения климата, его последствий. В нацпарке идет восстановление уникальной популяции пятнистого оленя. Несколько лет назад было завезено 15 особей, сегодня их уже более 200. Фрагментация за счет строительства дороги приведет к снижению популяции. Не меньше 200 гектаров требуется нормальной жизни оленя».
Глава Общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов, подводя итог дискуссии, сказал, что под развитием агломераций сегодня следует понимать не только строительство, но и природоохранные ограничения. Нужно в принципе менять подход и вернуться к перспективному комплексному плану развития в интересах людей, а не в интересах бизнеса. И администрации городов к этому надо прислушаться.