Количество сторонников зеленого образа жизни в России увеличивается с каждым годом. Экологичные привычки практикуют в быту люди всех возрастов. Но особенно важно, чтобы экологическая сознательность формировалась у детей: от этого зависит, каким будет их будущее.

Редакция «Экологии России» собрала мнения экоблогеров, которые воспитывают в детях бережное отношение к природе.

Когда начинать знакомить малыша с зелеными привычками? Блогер Екатерина Кудерцева, химик-технолог и эколог, считает, что с рождения.

«Мы с мужем задумались об экологичном образе жизни еще до первой беременности. Поэтому дочка с рождения видела, как мы вторсырье сортируем и сдаем в переработку, и как я в магазин хожу со своими шопперами, и как составы всегда читаю, прежде чем купить. Уверена, что прививать ребенку экопривычки нужно своим примером. Поэтому в нашем случае мы знакомим детей с экологичным образом жизни с рождения», – отметила Кудерцева.

Экоблогер Анна Тятте добавляет: «У меня один ребенок, и он тоже знакомился с экологичным образом жизни с рождения. Он рос в доме, где быт полностью «зеленый», где я сортирую отходы, не покупаю лишнего, где мы используем только экологичные средства для уборки, и так далее».

Екатерина Афанасьева, педагог, экоблогер, считает: «Ребенка можно знакомить с экологичным образом жизни прямо с самого момента, когда он только начинает себя осознавать, с момента знакомства с бытовыми предметами. Ориентировочно это с полутора-двух лет».Первые примеры экологичности можно показать через бытовые предметы многоразового использования. Например, не одноразовый пластиковый стаканчик, а термокружка; не куча пластиковых пакетов, а тканевые мешочки и авоська, сумка. Беря ребенка с собой в магазин, эксперты предлагают показывать, что вы предпочитаете товары без лишней упаковки, и позволять малышу самостоятельно фасовать любимые фрукты и овощи в мешочки.

Веселой и увлекательной игрой может стать для маленького ребенка помощь родителям, когда они готовятся к акции по раздельному сбору отходов, сортируют вторсырье по фракциям. 

Детям с определенного момента становится очень интересно, что из чего сделано: это стекло, это пластик, это дерево, это бумага – будущая макулатура. В игровой форме можно не только познакомить ребенка с разными материалами, но и объяснить суть раздельного сбора и переработки отходов. 

«Как только мой сын научился самостоятельно двигаться, ему было интересно, например, вместе со мной сортировать перед сдачей вторсырье, отвинчивать крышки бутылочек, снимать этикетки, – рассказывает Екатерина Афанасьева. – Я брала сына на акции по раздельному сбору, или ездила вместе с ним отвозить вторсырье в пункты приема. Еще с двухлетнего возраста он сам относил мешочки, бутылочки, и раскладывал их по нужным контейнерам».

Уже в два-три года малышу можно объяснить необходимость экономить бумагу — поэтому рисовать на листочках лучше с двух сторон.

«С трех-четырех лет ребенок сам чистит зубы – у него может появиться бамбуковая зубная щетка, она экологичнее пластиковой. Одновременно малыш может научиться экономить воду, выключать при чистке зубов», – добавляет Екатерина Афанасьева.

Примерно с этого же момента, считает экоблогер Анна Тятте, дети могут включаться в уход за домашними или садовыми растениями, за животными. Конечно, объем нагрузки и ответственности должен быть посильным для малыша. Но по просьбе родителей поливать или опрыскивать цветы, класть корм в миску домашнему питомцу в этом возрасте уже вполне можно.

Главное при этом – постоянно напоминать ребенку, что растения и животные – «братья наши меньшие», которые нуждаются в заботе. С ними нужно обращаться бережно, с добротой. Если вы ещё этого не сделали, в этом возрасте важно объяснить, что таскать животное за хвост, ломать ветки дерева или рвать цветы – недопустимое поведение.Екатерина Кудерцева подчеркивает: «Важно постепенно добавлять ответственности. Например, поначалу дочка просто помогала нам раскладывать вторсырье, а ближе к 5 годам уже была ответственной за батарейки и крышечки, собирала в отдельные емкости и напоминала, когда пора их сдать. Сейчас дочке скоро 8 лет, и она прекрасно разбирается в раздельном сборе».

Школьники, по словам педагога Екатерины Афанасьевой, уже более осознанны. Даже первоклашке можно легко объяснить, как важно избегать избыточного потребления. Вместе с родителями ребенок может придумать, как сокращать количество отходов.

С этого возраста экоблогеры предлагают брать детей с собой на экологические акции. Школьники могут ходить вместе с родителями на субботники, участвовать в посадке деревьев. При этом важно, чтобы младшеклассник не «путался под ногами», а по мере сил работал вместе с остальными участниками акции.

«Школьник может присоединиться к акции по уборке, с друзьями, одноклассниками навести порядок в ближайшем парке», – предлагает Анна Тятте.

Редакция «Экологии России» собрала для вас еще несколько советов, как помочь малышу вырасти экологически осознанным человеком:

  • Будет хорошо, если малыш осознанно примет решение (конечно, с подсказкой родителей) не выбрасывать свои старые игрушки, книги, одежду, а отдать более младшим детям знакомых или на благотворительность.

  • Отдать предпочтение не пластиковым игрушкам, а, например, деревянным – особенно в раннем возрасте — это не только более экологично, но и более безопасно для здоровья ребенка.

  • Отдых на природе – важный момент в воспитании любви к этой самой природе. Вы можете отправиться в выходной в городской парк или провести отпуск, исследуя национальный парк, диких животных и первозданные ландшафты. Главное, чтобы малыш видел природу не на экране гаджета, а вживую.

  • Если ваш ребенок уже школьник, возможно, он захочет записаться в кружок юного натуралиста или на занятия в местный экоцентр. Это и познавательно, и интересно, и прививает любовь к природе. Поддержите его увлечение!

Поделиться

Другие эколайфхаки

Все эколайфхаки



Все мнения