Безопасная – значит без ущерба биоразнообразию и уникальному природному ландшафту.
Об опыте проектирования сказал в своем выступлении Аркадий Тишков, заведующий лабораторией Института географии РАН, доктор географических наук, профессор, член-корреспондент РАН.
К 2030 году протяженность магистралей в России вырастет на 12-18 тысяч километров, из которых почти 35% пройдет по крупным лесным массивам и заповедным землям. По его мнению, нужны технологические решения, которые не нанесут вреда природным территориям. Тишков уточнил, что в России не ведется системный подсчет, сколько животных погибает на этих дорогах.
Кирилл Янков, заведующий лабораторией прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук предложил продумывать создание новых трасс еще на этапе схемы территориального планирования транспорта. По его словам, «ощущается перекос в сторону строительства новых дорог, вместо того, чтобы реконструировать и расширять уже имеющиеся».
Янков также акцентировал внимание на поиске щадящих для природы решений. Например, есть предложение вместо автомобильной дороги ограничиться железнодорожной в проекте транспортной инфраструктуры между Архызом и курортами горного кластера Сочи. 20 километров тоннеля – посильное решение.
Вообще, позиция экспертного сообщества по заповедному делу не заключается только в критике или непринятии решений, напротив, ученые готовы предлагать решения и обсуждать, вплоть до изменения законодательства, где определить особый режим функционирования транспортной структуры. Она не должна быть барьерной или преградной в границах ООПТ. Есть мировые примеры, когда используются, так называемые «проницаемые» дороги – эстакады, экодуки, зоопроходы и другие.