С одной стороны охрана окружающей среды и экология, с другой стороны, недра, которые необходимы стране, их надо добывать, наращивать объемы и так далее. Конечно, направления не то, чтобы взаимоисключающие, но во многом противоречащие. Ну так или иначе, профильный комитет собрал недропользователей, чтобы услышать и о мерах поддержки, которые нужны бизнесу.
Представители жаловались на высокую долю импортного оборудования в геологоразведке, на китайский дэмпинг на рынке отечественных разработок для минерально-сырьевой базы, на консервативный менеджмент, который предпочитает работать по привычному стандартному подходу, а инновации в технологиях расценивает как конкуренцию. Не обошлось и без замечаний в сторону экологических мер – угольщики, например, сетуют на то, что деньги на реабилитационные работы замораживают на пять лет, хотелось, чтобы этот период сократили до двух лет, например.
Каждый недропользователь говорил, конечно, про то, что ближе ему. Хотя, некоторые высказывания были не лишены логики. Один из участников, кстати, в прошлом ученый, а сегодня гендиректор компании Вячеслав Зайцев, посвятил свой доклад топливо-экологическим проблемам освоения Арктики. Он напомнил о Стратегии развития Арктической зоны, в рамках которой, конечно же будет использоваться большое количество транспортных средств, экологические и теплофизические характеристики которых, повлияют на природу Арктики. По его мнению, нужно уже сейчас задуматься о том, какой вид топлива приемлем для работы в Арктике, газовое – экологичнее. «Специалисты утверждают, что разрыв одного кубометра нефти может привести к образованию нефтяной пленки площадью 100 гектаров. А если акватория покрыта льдом, то ликвидировать загрязнение практически будет невозможно. Если в Арктике случится такая же авария, как в Керченском проливе, то последствия будут хуже. Что касается цены, бензин в Арктике в 2-5 раз выше, чем в Европейской части, в основном из-за транспортировки. А нужно будет в разы увеличивать количество танкеров, хабов для перелива топлива. А на севере газа много, он не используется, много уходит в факел. Напрашивается вывод, что в Арктике поэтапно должно внедряться топливо с более экологичным выхлопом», – рассказал Зайцев.
Очевидно, что бизнесу сегодня – каждому по отдельности или промышленными секторами – надо делать выбор, продержаться с тем, что есть или рисковать и идти дальше в технологичное будущее. А оно неизбежно наступает – анализ 100 месторождений дефицитных недр, по словам одного из участников круглого стола в Госдуме, показал, что нет смысла их разрабатывать без новых технологий, а это и новый уровень производства, и новое качество профессиональных кадров и их перспективное мышление. И вот здесь, какие бы меры поддержки не придумали в экологическом комитете, важно, чтобы они стимулировали к ответственной технологичности, а не пережить хоть как-то тяжелые времена.
Ольга Стрелкова