Геотермальная энергия – это энергия тепла земли, которая удерживается под землей в резервуарах с горячей водой. Этот вид энергии является безуглеродным и не выделяет парниковых газов. Ее можно использовать для выработки электроэнергии, а также для обогрева зданий.
Геотермальная энергетика, которая существует уже несколько десятилетий, получила новый импульс к своему развитию благодаря достижению экологических целей многих экономик мира.
На минувшей неделе США объявили о планах вложить более 60 млн долларов в три пилотных проекта по геотермальной энергетике. По прогнозам, Америка может обеспечить такой электроэнергией 65 миллионов домов к 2050 году. Известно, что некоторые крупнейшие нефтегазовые компании уже напрямую инвестируют в геотермальные проекты и стартапы. Так, например, для добычи тепла под поверхностью используется горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. Эта технология в свое время положила начало сланцевой революции в США. Единственное, что сдерживает развитие этого вида энергии, так это то, что бурение скважин обходится слишком дорого.
«Экология России» решила узнать, как развивается этот чистый вид энергетики в России, какие территории нашей страны больше всего для этого подходят
На наши вопросы ответил Михаил Хуторской, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, заведующий лабораторией тепломассопереноса Геологического института РАН, автор более 200 научных трудов.
Оказывается, идея далеко не нова. Она была высказана еще в 1915-ом году легендарным ученым Константином Циолковским. А в 1920-ом году ученый, историк геологии Владимир Обручев в незавершенной им повести «Тепловая шахта» описал систему геотермальной циркуляции на глубине 3000 метров.
Как пояснил нам Михаил Хуторской, геотермальные ресурсы делятся на гидротермальные и петротермальные. Гидротермальная энергетика нацелена на добычу тепла подземных вод естественного происхождения. Петротермальная — на добычу тепла непосредственно самих горных пород, температура которых тем выше, чем глубже они расположены.
«Американцы не пионеры в этом деле. В разных странах существуют такие проекты, и мы тоже хотели делать, подавали заявку в правительство, но денег не хватило. Только одно бурение стоило 350 миллионов рублей. Те энтузиасты, которые этим занимались, их уже нет. И никто этим не занимается. У нас сегодня нет дефицита органического топлива, если бы у нас была ситуация как в Германии, Нидерландах или в Швеции, мы бы осваивали альтернативные источники энергии», — сказал Михаил Хуторской. Он добавил, что эффективность таких технологий проявляется в зонах высокоэнтальпийных (теплосодержащих) источников, например, в той же Америке они встречаются на небольших глубинах в Калифорнии, Орегоне или в Неваде. Сегодня 64 страны используют геотермальные ресурсы, Россия находится на 29 месте. В пятерку стран, где это направление считается перспективным входит США, Мексика, Филиппины, Индонезия и Италия.
«То, что в России немного мест для этой энергии, связано с глубинным тепловым потоком. У нас это пробовали делать на Камчатке в районах современного вулканизма. Можно такие проекты развивать в зоне Байкальского рифта, Бурятии. Та мощность, которая планировалась на камчатских Паужетке и Мутновке, сейчас не достигается. Потому что на Мутновке нужно бурить новую серию скважин, глубиной 700-800 метров. Как ни странно, но перспективная в этом направлении Калининградская область в районе города Советск. Там бабушки из колодцев таскают ведром теплую воду. И в этой воде прямо стирают без всякого подогрева. Есть такие места на Северном Кавказе, там температура на выходе 80 градусов. Для теплоснабжения этого достаточно, но для производства электроэнергии нет. Кстати, город Лабинск в Краснодарском крае обогревается теплой водой практически на 90 процентов из скважин. Котельная там существует только для пиковых нагрузок, если какой-то мороз. Есть примеры такие. Но, еще раз скажу, что актуальность этой проблемы у нас в стране не выявлена», — пояснил Михаил Хуторской.
Ученый уточнил, что технологически подходят такие места и районы нашей страны, где геотермический градиент, то есть скорость нарастания температур с глубиной не ниже 30-35 градусов на километр. В идеале нужно достичь температуры примерно 250 градусов, чтобы на выходе получить режим около 120-150 градусов. И этого было бы достаточно для производства энергии. Для этого нужно будет пробурить скважину примерно на восемь километров, а это баснословные деньги. Михаил Хуторской для сравнения сказал, что в Москве под землей градиент 12 градусов на километр. И, если в столице заниматься получением геотермальной энергии, то надо бурить скважину не менее 20 километров.
«Я думаю, что до 2050-го года заниматься в России этим неактуально. Нужно более тщательно изучить геотермический тепловой режим нашей страны. У нас есть, так называемые, белые пятна. Есть места, где нет ни одного измерения теплового потока. А вот через 25 лет такая возможность появится, потому что ресурсы нефти небезграничные. Надо будет задумываться об альтернативных источниках энергии, у нас есть все ресурсы для этого. У нас нет солнечной энергии, зато у нас огромная территория с сильными ветрами больше пяти метров в секунду. Это вся территория на побережье Арктических морей – от Архангельска до Певека. И, конечно, при нынешних темпах развития атомной энергетики мы можем не беспокоиться по поводу энергетического обеспечения нашей страны», — рассказал Михаил Хуторской.
Ольга Стрелкова