Аналитики Университета штата Джорджия (Georgia State University) заявили: людей раздражает, когда им навязывают экологичные привычки и осознанное потребление. Экотренды, несмотря на очевидную пользу, могут оказывать совсем противоположный эффект, а именно отталкивать от заботы о природе.

В исследовании принимали участие две тысячи волонтеров. Каждого респондента попросили ознакомиться с анкетой. В первой части они прочитали истории «из личного опыта». Там описывались люди, которые следуют разным экопровычкам – сортируют мусор, экономят электричество и ресурсы, отказываются от лишних покупок. Во втором блоке приводились сообщения о политических решениях, связанных с экологией. В том числе законы, ограничивающие выбросы углерода и вырубку леса.

Результаты опроса удивили социологов: оказалось, что людей в большинстве не интересуют чужие экопривычки. А экотренды, которым следуют другие люди, не вдохновляют на подобные действия. Второй блок информации оказал на респондентов куда больший эффект. Ученые уверены, что все дело в том, что люди предпочитают доверять информации о широкомасштабных изменениях. В глобальную силу экопривычек они не верят.

Проще говоря, глобальные проблемы, считают респонденты, требуют гораздо более серьезных мер, чем единичный отказ от пластика. Результаты опроса опубликованы в научном интернет-журнале AMS.

«Когда людям не нравятся предлагаемые им решения или когда они чувствуют, что их свобода находится под угрозой, они могут отрицать наличие проблемы», – уверяет автор исследования Риса Палм.

Социологи пришли к выводу, что экологическое благородство часто сводится к проблемам. Человек, который не экономит воду и не сортирует мусор, видит, что его обвиняют в неэкологичности. Это отталкивает и вызывает агрессию.Российские специалисты считают, что изменить привычки людей, особенно взрослых, не просто – на это могут потребоваться годы.

«Взрослым крайне сложно менять себя – психология поведения уже устоялась, даже минимальные изменения достигаются большим трудом. Но! Есть такие вещи, как мода, за которой следят, окружение, которое влияет, и дети, которых любят – и они точно могут изменить жизнь взрослых с точностью до наоборот. Изменение привычек за счет двух первых моментов идет довольно медленно, на это требуются годы и мощное коммуникативное подкрепление – СМИ, соцсети, дискуссии», – прокомментировала сайту «Экология России – нацпроектэкология РФ» Алена Август, психолог, специалист по коммуникациям.

Она привела в пример экопроект «Разделяй и умножай», где применяется более «хитрый» способ изменения отношения к окружающей среде.

«Привычки взрослых меняются на экопривычки за счет воспитания этих привычек у детей, чья психика более пластична, интерес ко всему новому высок, а элемент соревнования делает процесс еще интереснее и эффективнее. Эковолонтеры проекта проводят экозанятия в детских садах и школах, колледжах и ВУЗах, включая детей и подростков в интересный квест по разделению отходов. Дети у себя дома начинают этот квест реализовывать, и оп! – у вас на кухне неожиданно уже не одно ведро, а минимум два, а на старые батарейки объявлена охота», – объяснила специалист.

Именно молодое поколение должно прививать взрослым полезные экопривычки, уверена эксперт.

Практикующий психолог Татьяна Власевская согласна, что проблемы возникают гораздо быстрее, чем назревает их решение или меняются барьеры в сознании общества.

«Человеку совершенно не свойственно по-настоящему беспокоиться о том, что не затрагивает его напрямую здесь и сейчас. Для большинства людей потенциальный вред для экологии и для них самих остается потенциальным и поэтому не вызывает такого беспокойства, которое бы послужило мотивацией изменить свою жизненную философию», – пояснила она.

Одни до сих пор считают, что до глобальных проблем еще далеко, так как они сами не замечают негативных факторов и поводов для паники. Другие отрицают очевидное. В последнем случае срабатывает защитный механизм, который оправдывает человеческое бездействие и нежелание что-то менять.

«Именно поэтому с каждым днем все больше людей раздражает повсеместная пропаганда заботы об окружающей среде и осознанного потребления, хотя число адептов этого движения так же неуклонно растет. Сложно их в этом обвинять, ведь так устроена наша психика. Но пытаться их переубедить все-таки нужно», – уточнила эксперт.Психолог ответила на вопрос, как можно переубедить людей и обратить внимание на экологические проблемы. В частности, стоит апеллировать цифрами и фактами, а также заставить собеседника выйти из зоны ложного комфорта. Необходимо показать, как на самом деле изменится жизнь человека, если он «не возьмется за ум».

Еще один эксперт-психолог Ольга Романив уверена: общество много лет выстраивало негласные правила успеха. Дорогие и разнообразные вещи, автомобили, частые полеты – вот признаки богатой и роскошной жизни. Теперь доказать человеку, что ему нужно потреблять меньше, непросто.

«Потребление давно стало важной социальной привычкой, которая формирует портрет человека в обществе. Что и в каком количестве мы носим, на чем ездим, куда и как часто летаем и так далее – все эти показатели стали для нас мерилом успеха и залогом психологического комфорта. Человек будет стремиться потреблять (а значит и вредить окружающей среде) больше, пока не осознает тупиковость этого пути с философской точки зрения», – прокомментировала она сайту «Экология России – нацпроектэкология РФ».

Экоактивистам нужно убедить людей в том, что перепотребление не является мерилом успеха.

«Махнуть рукой на окружающую среду может каждый человек, но ни разу не задуматься о том, правильно ли он распоряжается своим временем, деньгами и внутренними ресурсами – вряд ли», – сказала психолог.

На практике это выглядит так. Если человек поймет, что одежда из прошлогодней коллекции или секонд-хенда не делает его беднее в глазах общества, а наоборот возвышает над всеми – дело сдвинется с мертвой точки.

Поделиться




Все мнения