Экология

Заслуженный эколог России просит Генпрокуратуру оспорить новый закон Москвы о зеленых территориях

В редакцию поступила копия письма, в котором довольно жестко поставлены вопросы о выведении экологически важных территорий из-под правового регулирования сразу нескольких законов

Заслуженный эколог России просит Генпрокуратуру оспорить новый закон Москвы о зеленых территориях
Фото: istock

Эта ситуация снова показала принципиальность общественников в вопросах окружающей среды. Причем, мы видим вполне цивилизованные шаги в отстаивании природоохранной позиции – официальные письма, аргументацию, ссылки на законы.

Автор письма – Тамара Злотникова, доктор юридических наук, заслуженный эколог РФ, почетный работник охраны природы, академик Российской экологической Академии, одна из авторов законопроектов ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе» (и др.), заведующая кафедрой земельного права и государственной регистрации недвижимости МИИГАиК, эксперт Научного Экспертного Совета ВООП, член МОО «Экспертный Совет по Заповедному делу», судебный эксперт, аудитор-эколог.

27 декабря 2024 года Правительство Москвы приняло Постановление № 3160-ПП «О преобразовании особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы в особо охраняемые зелёные территории города Москвы». Как пишет в своем обращении-письме Злотникова, «Российская столица в одночасье лишилась всех региональных ООПТ, которые создавались в течение нескольких десятилетий, были гордостью Москвы и являются согласно Земельного кодекса РФ и Федерального закона об ООПТ общенациональным достоянием».

Далее доктор юридических наук Злотникова пишет о противоречиях этого преобразования Конституции РФ и пяти федеральным законам (Земельному Кодексу РФ, Градостроительному Кодексу РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об экологической экспертизе»), Градостроительному Кодексу г. Москвы, Уставу города Москвы и Закону города Москвы «О Генеральном плане города Москвы».

Уточняется, что среди категорий ООПТ, предусмотренных федеральным законодательством, нет такой разновидности, как ООЗТ. А один из основных принципов земельного законодательства (ст. 1 ч. 6 Земельного Кодекса РФ) устанавливает приоритет сохранения земель ООПТ и запрет изменения их целевого назначения. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодека РФ, земли ООПТ, «используются в соответствии с установленным для них целевым назначением». Для подтверждения представленных аргументов Тамара Злотникова приводит Письмо Росреестра от 23 мая 2023 г. № 18-4343-ТГ/23 «По вопросу внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости либо исключения из него сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения».

Росреестр отмечает, что законодательством «... вопросы ликвидации ООПТ не урегулированы, исключение из ЕГРН сведений об ООПТ в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений о ликвидации ООПТ не предусмотрено.

Учитывая изложенное, полагаем, что исключение каких-либо сведений об ООПТ возможно только на основании вступившего в силу решения суда, содержащего соответствующие указания органу регистрации прав. При этом полагаем, что решение о ликвидации ООПТ регионального значения в обязательном порядке также должно быть согласовано с Минприроды России».

Злотникова также выражает опасение, что «эту столичную законодательную инициативу быстро могут начать тиражировать другие субъекты РФ». В письме она просит Генпрокуратуру выйти с судебным оспаривание принятого закона.

«Экология России» также получила подтверждение, что Всероссийское общество охраны природы взяло эту ситуацию на контроль.

Еще по теме