Отходы

Субботники: устарели или живее всех живых?

Субботник, то есть добровольный выход на работу в свой выходной ради труда на благо общества — явление, которое развилось в Советской России в период её становления. Владимир Ленин и другие идеологи коммунизма видели в этом явлении способ воспитать новое отношение к труду. А значит, и «нового советского человека». Человека, который не мусорит, ценит труд свой и чужой, ставит благосостояние народа выше личных «хотелок».

После распада Советского Союза многие россияне сменили отношение к субботникам. «Принудиловка», «скучная обязаловка», «государство нас использует, чтобы сэкономить на дворниках» — ещё не самое жесткое, что можно услышать сейчас по поводу такого формата экологических акций.

Некоторые экодобровольцы, чтобы не спровоцировать негативного отношения в свой адрес, вообще перестали употреблять в речи слово «субботник», привлекая людей на «экологическую акцию» или «эковолонтерское мероприятие».

Редакция «Экологии России» совершила небольшой экскурс в историю субботников, а также выяснила у опытных эковолонтеров, как они относятся к этому формату и не мешает ли им «негативная репутация» субботников.

Краткая история субботника

Совместный бесплатный труд на благо общества — идея для нашей страны не новая. Раньше такое называли «толокой». Толока была популярной формой взаимопомощи в деревнях, общинах. Вместе всей деревней могли помочь одинокой женщине, построить дом молодой семье, привести в порядок дорогу и т. д.

Субботники же — напротив, скорее городской, заводской формат. Первый субботник состоялся в 1919 году. Как уже упоминалось, в этих мероприятиях была сильная идеологическая составляющая — своего рода «трудотерапия», «воспитание нового советского человека». В 1920-х годах субботники были экспериментальным форматом, как и многое в молодой Стране Советов. А к 1930-м годам прижились и стали обязательными.

Граждане могли дополнительно потрудиться у себя на заводе, фабрике. Убрать мусор, подмести, избавиться от хлама. Также сажали деревья и обустраивали клумбы, красили заборы, ремонтировали детские площадки, и т.д.

Неучастие в субботниках не было преступлением, но тех, кто прогуливал без уважительной причины, осуждали. Пионер, комсомолец, партиец обязан был быть общественно активным, а субботник был одним из важных проявлений такой активности. Как минимум лентяя могли «пропесочить» на собрании, лишить премии. Иногда могли даже назначить административное наказание.

Часто уклоняющиеся от субботников оказывались на «доске позора». Вот, например, что гласит надпись на плакате с критикой таких лентяев (плакат 1930-х годов):

«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо строительство метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метро. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки».

Старшее поколение вспоминает, что в СССР в основном принимали участие в субботниках охотно, весело. Особенно это касалось молодых коллективов.

СССР развалился — субботники долой!

Постсоветское восприятие субботников, напротив — скорее негативное. Например, известный блогер, позиционирующий себя как урбаниста, Илья Варламов написал в социальных сетях:

«По всей стране проходят субботники. Это происходит каждую весну, потому что под снегом оказываются горы мусора, которые никуда не исчезают, пока инициативные жители не находят своим долгом их убрать. Я никогда в жизни не ходил на субботники и не собираюсь этого делать. Более того, субботники считаю делом вредным. Для того чтобы в городе было чисто, я плачу налоги, не мусорю сам и другим не даю. Пусть нанятые на мои деньги дворники и убирают».

Похожих комментариев от блогеров и обычных людей в социальных сетях множество. «Государство нас использует, чтобы сэкономить на дворниках». «При нынешнем уровне коммунальных платежей субботник расценивается людьми как издевательство». «По субботникам тоскуют только пенсионеры, ностальгирующие по молодости. Это абсурд, когда люди выходят в свой выходной и выполняют работу за лентяев, которые не хотят делать свою основную работу. Никого такая работа не воспитывает и не сплачивает, по крайней мере, сегодня».


Можно ли обойтись без субботников?

Экоактивисты, однако, считают, что этот формат рано «хоронить». Дело в том, что кризис перепотребления буквально обрушился на россиян за последние двадцать-тридцать лет. Раньше мы покупали гораздо меньше, и не сталкивались с таким огромным количеством одноразовых товаров и упаковки. Культура цивилизованного обращения с отходами у жителей страны ещё не сформировалась. Наглядный пример тому — любая лесная или лесопарковая зона, полная валяющихся пустых бутылок, банок и оберток.

А психологи и специалисты по экологическому просвещению пока не нашли более эффективного способа приучить людей к чистоте общественных пространств, чем дать им в руки грабли и мешок для мусора и вынудить убрать то, что набросали их «единомышленники».

Создатель международной некоммерческой франшизы квестов по сбору мусора «Чистые игры» Дмитрий Иоффе видит резон в том, чтобы «переназвать» это полезное явление. «Когда мы делаем свои игры, мы обычно против того, чтобы это называлось субботниками. За этим словом, действительно, тянется свой шлейф ассоциаций, что это нечто добровольно-принудительное», — говорит экоактивист. Однако, признается Иоффе, в регионах всё равно постоянно употребляют формулировку «экологический субботник» или «соревновательный субботник» (суть «Чистых игр» состоит в том, что участники разбиваются на команды и соревнуются, кто больше мешков мусора соберет).

С другой стороны, как считает автор проекта «Чистые игры», плюс слова «субботник» в его привычности. «Людям любое мероприятие по сбору мусора проще так обозначить. Мы можем называться экологической акцией, но не все из этого выражения смогут понять, в чем его суть, что там нужно делать. Кроме того, есть разница между Москвой, Питером, городами-миллионниками, где уже больше людей употребляют модные термины вроде «экологическая акция», «плоггинг», «экоквест» и маленькими городами и сельской местностью».

Экоактивистка из Эстонии Татьяна Лаврова, одна из создательниц глобального проекта по уборке мусора World Cleanup Day, говорит: «Я более десяти лет занимаюсь коммуникациями на русском языке для многих экопроектов и экоакций. По своему опыту вижу, что название должно как можно более точно отражать суть мероприятия. Поэтому поддерживаю использование таких вариантов, как «экоакция» или «волонтерская акция» в широком смысле. Но приглашать нужно на конкретное мероприятие, чтобы было понятно, что это именно уборка мусора».

Татьяна Лаврова на постсоветском пространстве тоже отмечает двоякое отношение к слову «субботник»: «Для одних людей субботники несут положительный заряд из серии «Мир! Труд! Май!», выходные, шашлыки, а для других субботник стал синонимом работы по принуждению, а не по доброй воле».

Интересно, что в Эстонии многие активисты предпочли вернуться к старому русскому «толока». «Для общественно-полезного мероприятия, которое организовывают и в котором участвуют по воле души и сердца, мы часто употребляем слово «толока» (по-эстонски: talgud). Бывает, оно вызывает больше положительных эмоций, чем «акция» или «субботник». Но главное все же не в названии, а в сути. Я в своей работе стараюсь использовать синонимы и делать акцент на сути: взаимопомощь, чувство локтя, ради общего блага, хорошее настроение, гордость за себя», — подчеркивает экоактивистка.

*Фото из архивов «Моспарка», портал Mos.Ru

Еще по теме