Биоразнообразие

Первым общественным зооинспекторам в России выдали удостоверения

Территориальные органы Росприроднадзора начали выдачу удостоверений общественным инспекторам в области обращения с животными. Такой документ дает право, например, инициировать проверки в приютах или самостоятельно осматривать помещения для содержания животных.

Институт общественных инспекторов в области обращения с животными был введен еще два года назад законом «Об ответственном обращении с животными». А в конце этого лета правила, регулирующие работу таких контролеров, разработали в Минприроды. И теперь зооинспекторы официально приступили к работе.

В Челябинске удостоверение инспектора №0001 получил председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды и один из авторов закона «О животных» Владимир Бурматов.

«Подал документы в Росприроднадзор, спустя несколько дней сотрудники ведомства уже вручили мне удостоверение сроком действия на один год, как и положено. Статус общественного инспектора дает право беспрепятственно посещать приюты для животных, вести фото- и видеосъемку, фиксацию нарушений, направлять собранные материалы в надзорные органы», – рассказал местному «Первому областному» телеканалу Владимир Бурматов.

А в Красноярске первым общественным зооинспектором стала выпускница Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина Кристина Лабутина.

«Когда я пришла в Росприроднадзор, там не знали, что со мной делать, в какой кабинет отправить. Но если ты чего-то очень хочешь, становишься подкованным, разбираешься в законах, то своего добьешься. Так что чиновников я убедила, сдала необходимые документы и в положенный срок получила удостоверение», – рассказала Кристина Лабутина на своей странице в социальной сети.

Зооинспектором в России может стать любой совершеннолетний гражданин. Для этого достаточно подать заявление в территориальный орган Росприроднадзора по месту жительства, прикрепить две фотографии 3×4 см и копию паспорта.

«Сам институт таких инспекторов был введен, так как имеется большой общественный запрос на более гуманное обращение с животными, – рассказала сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» юрист Светлана Зиберт. – Несмотря на принятие специального закона, запрещающего применение жестоких методов регулирования численности уличных животных, эта сфера по-прежнему очень слабо контролируется со стороны государства. Практически весь контроль за организациями, выполняющими эти работы, ложится на органы местного самоуправления, которые в большинстве регионов привыкли решать проблему простым способом «нет собаки – нет проблемы».

По словам эксперта, в результате складывается абсурдная ситуация: органы местного самоуправления, которые должны следить за тем, чтобы с животными обращались гуманно, очень часто оказываются незаинтересованными в том, чтобы закон соблюдался.

«Однако варварские методы обращения с животными все больше вызывают недовольство среди населения. Во власти и в обществе растет понимание того, что проблема защиты животных от жестокости в этическом плане является очень важной. Вот и придумали вот такой институт, который предполагает усиленной общественный контроль за исполнением законодательства в данной области», – прокомментировала Светлана Зиберт.

Изначально предполагалось, что соискатели на должность инспектора будут сдавать экзамен, но впоследствии его отменили. Свой главный экзамен зоозащитники будут сдавать в реальной жизни.

Концлагерь в Карлуке и расстрел в Сосновоборске

Один из первых постов общественного инспектора Владимира Бурматова в личном аккаунте Instagram – обращение в Генеральную прокуратуру и МВД с просьбой взять на контроль ситуацию с приютом «Пять звезд» в Карлуке Иркутской области.

«Вот вы спрашиваете, почему законы, защищающие животных, даются нам с вами с такими боями, а после их принятия находятся те, кому на них наплевать. А вот почему. Сейчас объясню. Мне пишут, что эта компания «Пять звезд» выиграла тендер на 20 млн рублей на регулирование численности безнадзорных животных. И вот с одной стороны, у них 20 млн прибыли, а с другой – «какие-то собаки» бездомные, которых они тут же пускают в расход, чтобы не тратить на них деньги. И плевать они хотели на закон, потому что за 20 млн они готовы, судя по всему, на все», – написал на своей странице депутат.

В начале ноября волонтеры обнаружили в морозильных ларях и мешках на территории приюта в поселке Карлук трупы собак со следами насильственной смерти. По данным зоозащитников, погибло около 50 животных.

В их смерти зоозащитники обвинили директора приюта, который, по их мнению, решил положить выделенные государством деньги себе в карман, а не тратить их на содержание отловленных на улицах животных.

«Работы по регулированию численности бездомных домашних животных могут выполняться либо в рамках заключенных муниципальных контрактов, либо в рамках исполнения полномочий, переданных муниципальными предприятиям или бюджетным учреждениям. Выполнение таких работ разрешается исключительно при наличии у таких организаций приютов для животных. Приюты – это наш интерес номер один», – рассказала юрист и один из экспертов закона «Об ответственном обращении с животными» Светлана Зиберт.

Общественным инспекторам закон дает право беспрепятственно посещать приюты для животных и осматривать их территорию и все помещения.

В приют и цирк – можно! В квартиру и карман – нельзя!

С шокирующим случаем пришлось столкнуться красноярской зоозащитнице. В городе Сосновоборск водитель иномарки расстрелял из огнестрельного оружия несколько домашних и бездомных собак. Тела собак забраны на экспертизу, по факту нарушения начата проверка, сообщила Кристина Лабутина.

Громкие преступления против животных в Карлуке и Сосновоборске, скорее всего, получили бы огласку и без зооинспекторов.

Однако участие в этих процессах общественных инспекторов, а, самое главное, их официальный статус, делают такие обращения обязательными для рассмотрения, подчеркивает юрист Светлана Зиберт.

В целом, появление института общественных инспекторов – это большой прорыв в сфере зоозащиты, уверена эксперт. Даже несмотря на то, что полномочия таких зоозащитников пока еще ограничены.

«Расширенные права инспекторы получили только в приютах, что вполне оправданно, но общественники не должны подменять собой надзорные органы. Вообще, изначально зоозащитники настаивали на том, чтобы любому физическому лицу не препятствовать делать фото- и видео нарушений. Но, в итоге, право беспрепятственно фиксировать на фото и видео нарушения в приютах получили только общественные инспекторы. Что же касается цирков или зоопарков, то права общественного инспектора не сильно отличаются от прав любого посетителя. Однако и в случае обнаружения нарушений общественный инспектор вправе составить акт и направить его в органы государственного надзора», – объясняет юрист.

А вот чего общественным инспекторам нельзя – так это заходить в квартиры или частные дома. Даже если соседи жалуются, что слышат оттуда писк котенка или вой собаки – это к участковому.

Также общественные инспекторы не могут штрафовать хозяев, если их питомец испачкал газон или гуляет без поводка. Протоколы о нарушениях могут составлять исключительно уполномоченные государством органы. Кстати, штрафы за нарушения в сфере обращения с животными предполагается ввести с нового года.

И, конечно, общественные инспекторы не имеют права изымать животное, даже в случае жестокого обращения с ним. Единственное, как они могут повлиять не нерадивых хозяев, – это проводить разъяснительные беседы. Если разговоры не помогают, есть Уголовный кодекс, которые предусматривает за издевательства над животными реальные тюремные сроки.

От общественных инспекторов – к зоополиции

«Общественные инспекторы – их добровольные, замотивированные, опытные и идейные помощники, первый шаг к созданию зоополиции. Так что будем дожимать ситуацию», – написал в посте на своей странице в Instagram депутат Владимир Бурматов.

А пока такой структуры в России нет, права общественных инспекторов необходимо расширять, считает Светлана Зиберт. Например, зоозащитники настаивают, чтобы инспекторы участвовали в проверках, проводимых надзорными органами в приютах.

Необходимо также включать условия об обеспечении общественного контроля за соблюдением закона в муниципальные контракты на выполнение работ по обращению с бездомными животными.

«Мое мнение: администрации, которые выступают заказчиками по муниципальным контрактам, в том числе, по отлову, должны в условиях этих контрактов включать пункты, что подрядчики берут на себя обязательства не препятствовать доступу общественных инспекторов на территории приютов. И если такие препятствия есть, то это является нарушением муниципального контракта, и он может быть расторгнут», – указывает Светлана Зиберт.

Еще один важный момент, над которым предстоит работать, – это выстраивание практики взаимодействия инспекторов с полицией и органами местного самоуправления. Если общественный инспектор сталкивается с препятствием к осуществлению своей деятельности, то полиция и местная администрация должны оказать ему содействие в обеспечении доступа в приют.

«Пока такой практики взаимодействия в этой области нет, поэтому возникает много вопросов. Пока общественный инспектор даже с корочкой бесправен, как и любой другой волонтер, который приходит под ворота приюта и говорит: пустите меня. А его не пускают под любым предлогом: карантин, санитарные дни, только с разрешения начальства и так далее», – резюмировала эксперт.

Еще по теме