Экология

Проект Ошурковского месторождения апатитов вблизи Байкала собираются возродить, несмотря на предостерегающие уроки истории

За последние 50 лет в разные периоды для нашей страны поднимался вопрос разработки месторождения, но каждый раз не находилось убедительных и, главное, безопасных аргументов, чтобы его начать. В июле 2025 года объявлено о новой попытке запуска инвестиционного проекта в Республике Бурятия «Ошурковское месторождение апатитовых руд»

Проект Ошурковского месторождения апатитов вблизи Байкала собираются возродить, несмотря на предостерегающие уроки истории
Фото: Фрагмент из трансляции общественных слушаний 25 июля 2025г.

Село Ошурково в Иволгинском районе Бурятии входит в сельское поселение «Сотниковское». Оно расположено на левой припойменной части реки Селенги (в 800 м к западу от главного русла) у подножия горного хребта Хамар-Дабана. В окрестностях села находится Ошурковское месторождение апатитов. Оно и стало предметом обсуждения на общественных слушаниях 25 июля 2025 года. 

Представители ООО «АпатитАгро» выступили с презентацией проектной документации и материалами оценки воздействия на окружающую среду. Рассказали, что не будут взрывать породы, а работать на карьере с использованием фрезерных комбайнов, все вокруг озеленят, построят торговые центры, детские бассейны и т.д. Однако реакция жителей была неоднозначной. Видеофрагменты можно посмотреть в телеграм-канале «Экология России». 

Во-первых, подключившись к трансляции, мы услышали, что, по словам одной из жительниц, не было широкого оповещения о проведении слушаний и многие просто не знали об этом событии, последствия которого однозначно изменят дальнейшую жизнь на этих территориях. Во-вторых, почему карьер будут разрабатывать поблизости от жилых домов, одна из жительниц назвала расстояние в 200 метров от ее дома, в-третьих, какие будут гарантии по качеству атмосферного воздуха, который и так загрязненный в Улан-Удэ и т.д. Один из жителей попросил устроить голосование по проекту, но организаторы слушаний сказали, что итогом станет лишь протокол об их проведении.

Юрий Медовар, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории гидрогеологических проблем охраны окружающей среды Института водных проблем РАН, смотревший с нами трансляцию слушаний, поделился категоричным мнением, что «разработка открытым способом, когда делают котлованы, может посадить все, что связано с водными ресурсами, со всеми водоносными горизонтами. Может начаться проблема с колодцами в населенных пунктах. В ситуации, когда с одной стороны месторождения апатитов находится Селенга, а с другой – Байкал, можно нарушить всю гидросеть». Юрий Медовар призвал написать обращение в Роснедра, ведь именно эта организация выдает лицензии на разработку.

В оказавшейся в распоряжении нашей редакции презентации ООО «АпатитАгро» на странице «Горные работы» мы увидели предварительные размеры карьера при завершении эксплуатации: его длина -2750 м; ширина -1350 м; глубина – около 200 м. При этом площадь лицензионного участка - 546 га. Среднее содержание оксида фосфора P2O5 в руде - 3,79%. Что стоит за всеми этими параметрами, каково объективно влияние проекта разработки апатитовой руды и почему дважды, начиная еще со времен СССР, отказывались его реализовывать? Мы обратились к открытым источникам. Советуем также их изучить всем, кто сейчас вступает в полемику по поводу этого проекта

История вопроса в экспертных статьях байкаловедов

В 2012 году вышла любопытная статья, которая описывала историю экологической экспертизы, предпринятой в 1980-е годы и второй раз в 2008-м году в связи с разработкой Ошурковского месторождения, и как она была отклонена Главгосэкспертизой вследствие экологических и технологических проблем. Авторы этой статьи – люди не случайные, а представители Бурятии. Валериан Викулов, заслуженный деятель науки Республики Бурятия, советский и российский ученый, известный байкаловед и защитник озера Байкал, а также Сэндема Ширапова, кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и природопользования Бурятского государственного университета.

Авторы описывают расположение месторождения в виде горной гряды, возвышающейся над поймой реки Селенги, в 18 км от Улан-Удэ. Все говорит об удобной инфраструктуре для разработки – прямо по месторождению проходит федеральная авто-магистраль, рядом линия электропередач из Иркутска на Улан-Удэ, на противоположном берегу Селенги Транссибирская железная дорога. 

Но что при этом ученые называют отрицательным фактором? Это низкое содержание полезного компонента. «В среднем по месторождению содержание P2O5 (пятиокиси фосфора) доходит порядка до 3,5%, максимально до 4%. Например, в апатитах на Кольском полуострове до 25% полезного компонента, а руды с содержанием, подобным Ошурковским, направляются в отвалы», - пишут Викулов и Ширапова. Они указывают, что в последние десятилетия наблюдается общая мировая тенденция развития горнорудной промышленности к освоению месторождений, бедных по содержанию полезных компонентов. Но, как правило, такие месторождения являются крупными по запасам. Они даже получили собственное название крупнотоннажные. Ошурковское как раз и являет собой пример типичного крупнотоннажного месторождения. Разработка таких месторождений возможна и экономически выгодна (рентабельна) при одном условии – массовой добыче рудного материала, колоссальных объемах добываемой и перерабатываемой породы. Так и случилось с Ошурково.

В 70-е годы прошлого века была проведена разработка технического проекта освоения месторождения, в 1976-м году постановлением правительства СССР было решено освоить месторождение и строить в Бурятии Забайкальский апатитовый завод. В его состав должны были войти рудник, обогатительная фабрика, хвостохранилище, другие производственные и социально-бытовые объекты, транспортная, энергетическая и другие инфраструктуры.

Экологические риски, безопасность и победа здравого смысла

Для того чтобы хоть как-то выдержать экономическую целесообразность этого проекта, на первом этапе предусматривался огромный объем добычи и переработки – 19 млн тонн в год с увеличением до 38 млн тонн впоследствии. «Практически это означало, что на левом берегу Селенги, несущей в озеро Байкал свыше 50% общегодового речного стока, всего лишь в 1,0-1,5 км от русла реки будет сооружен один из крупнейших в мире открытых карьеров по добыче полезного ископаемого. Но даже столь колоссальные объемы не гарантировали предприятию прибыли в условиях плановой экономики СССР. Забайкальский апатитовый завод проектировался как предприятие планово-убыточное. При этом, с огромными экологическими последствиями...», - пишут в своей статье «Эколого-экономические экспертизы технических проектов освоения Ошурковского месторождения» Валериан Викулов и Сэндема Ширапова. Уже в тот период в регионе на территории водосборного бассейна озера Байкал действовали строгие экологические требования и ограничения (правительственные постановления (№52 от 21 января 1969 г. и №391 от 16 июня 1971 г.)

Еще один блок факторов риска проекта был связан с сейсмичностью территории. Как пишут авторы статьи, «техническим проектом предусматривалось, в частности, создание здесь хвостохранилища полужидких стоков до 620 м над уровнем моря, т.е. на 120 метров выше г.Улан-Удэ. Город располагался в 7- балльной, а котловина в 8-9-балльной сейсмической зоне. В случае экстремального проявления природной стихии это стало бы непоправимым бедствием для Селенги и Байкала, а также создало бы селевую опасность для Улан-Удэ, поселков и транспортных коммуникаций левобережья Селенги Иволгинской долины, особенно для федеральной автомагистрали Россия-Монголия».

И, несмотря на это, был воздвигнут цех будущего завода и установлено оборудование. Были предприняты попытки добывать апатит в экспериментальном порядке, но вскоре произошёл прорыв гидроизоляции хвостохранилища завода, грязные флотационные воды хлынули в Селенгу. Завод остановил свою работу. В мае 1986 г. Госплан СССР прекратил дальнейшее финансирование строительства Забайкальского апатитового завода, несмотря на то, что к тому времени на сооружение объектов завода было затрачено свыше 50 млн рублей. Так, победой здравого смысла и экологов завершилась первая экологическая экспертиза проекта освоения Ошурковского месторождения.

Попытки №2 и №3

Продолжая историю, авторы статьи указывают на появление в 2008 году некой компании ООО «Дакси ЛТД» в планах которой также был проект разработки Ошурковского месторождения апатитов. Здесь и общественники, и прокуратура проявили бдительность и скрупулезность в изучении документов компании, были найдены нарушения условий лицензионного соглашения, скрыта информация по многим параметрам предстоящих работ. Народный Хурал вынес отрицательную оценку проекту. В 2010 г. природоохранная прокуратура выступила в адрес ООО «Дакси ЛТД» с иском о досрочном прекращении лицензии.

Итак, в июле 2025 года в этих краях появился новый игрок - ООО «АпатитАгро» совместно с одним из признанных лидеров горнодобывающей отрасли – «Русской медной компанией». Местные жители снова услышали о разработке месторождения. Когда это было в первый раз, многие из них были еще детьми и подростками. Сегодня у них страх за своих детей, как изменится их жизнь, их здоровье, их любимая малая родина на Байкале. В поддержку населения уже выступил депутат Госдумы РФ Вячеслав Мархаев, написав в своем телеграм-канале: «соответствующее обращение в целях защиты интересов РФ, предотвращения угрозы жизнедеятельности и здоровью человека, сохранения уникальной системы р. Селенги, водоохраной зоны бассейна природных комплексов озера Байкал, буферной экологической зоны Байкальской природной территории - будет направлено мною генеральному прокурору РФ».   

Апатитовая пыль, санэпидемправила и здоровье

Наиболее известные Хибинские месторождения апатит-нефелиновых руд находятся в России, в Мурманской области на Кольском полуострове. Открываем еще одну статью, изданную Федеральным исследовательским центром «Кольский научный центр РАН» в 2023 году. Здесь ученые делятся данными об изучении пыления хвостов обогащения апатита и как следствие экологической проблемы. Если даже и не сравнивать два месторождения, то параллели, безусловно, можно провести и, по крайней мере, сформулировать вопросы к авторам проекта в Ошурково на основе исследований ученых – будет так, как в Хибинах или по-другому?

Во-первых, нам рассказывают, какого вида получается пыль, которая идет в окружающую среду – здесь и пыль отвальных хвостов, и пыление бортов дамбы хвосторанилища, пыление внутренних автомагистралей, пыль техногенных грунтов, пыль от работы автотранспорта и дорожной техники, пыль от сварочных аэрозолей и металлическая пыль… Воздействие всех этих компонентов на окружающую среду надо понимать.

Во-вторых, наблюдающаяся в последние десятилетия тенденция изменения климата. Она связана с тем, что волны потепления становятся все чаще, они влекут за собой увеличение продолжительности потенциальной возможности пыления хвостов. Ученые пишут об увеличении частоты случаев превышения ПДК в атмосфере города Апатиты. И говорят о целесообразности ведения мониторинга и новых технологий для предотвращения пылеобразования. В выводах они уточняют, что, к примеру «Хвостохранилище АНОФ-2» является крупнейшим намывным техногенным массивом АО «Апатит» и Мурманской области. Данный объект относится к одним из наиболее интенсивных источников аэротехногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения района, приводит к ухудшению санитарно-гигиенической обстановки в городе Апатиты, загрязнению поверхностных вод и почв, нарушению и видоизменению ландшафта». Следует также отметить, что вблизи хвостохранилища находится озеро Имандра — крупнейшее озеро региона.

В-третьих, ученые ссылаются на документы программ ООН, в которых говорится, что пыление от техногенных песчаных поверхностей (хвостохранилища и пр.) указывается как одна из важных проблем атмосферного загрязнения населенных пунктов. Кроме того, техногенная пыль представляет особую опасность, так как в ней концентрируется широкий спектр химических элементов.

Как мы услышали из выступления жителей на общественных слушаниях, они жаловались на близость планируемого карьера к жилым домам, до 200 метров. Не знаем, были ли на общественных слушаниях представители местного минздрава, которые могли бы ответить на беспокойства людей по поводу влияния всего этого производства на их здоровье?..

Вот, например, в санитарно-эпидемиологических нормативах мы нашли, что должны быть установлены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации и т.д. В п.3.3. к классу III относятся: промышленные объекты по добыче фосфоритов, апатитов, колчеданов (без химической обработки), железной руды, без проведения буровзрывных работ и для них защитная зона – 300 метров. А если с химической обработкой?.. На этот вопрос должна дать ответ соответствующая служба. Также, должна быть прозрачная информация о рисках для здоровья. Предлагается дать местному населению около 600 рабочих мест. А какие в связи с этим будут меры по обеспечению здоровья – ведь торговые комплексы и детские площадки не решат проблем с брнхитом, силикозом и пневмокониозом, которые вызывает апатитовая пыль.

Согласно имеющейся в распоряжении «Экологии России» презентации ООО «АпатитАгро», следующие общественные слушания назначены на период с 11 по 21 сентября 2025 года. Советуем жителям к ним подготовиться.

Ольга Стрелкова

Еще по теме