Глава комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина предложила ввести в школьную программу обязательную дисциплину «Экология». Ранее с такой инициативой неоднократно выступали и другие эксперты. Каковы шансы, что в этот раз экология все же появится в школьной программе, разбирался сайт «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
Минпросвещения России рекомендовало школам начать 2020 учебный год с «Экологического классного часа». По мнению сотрудников министерства, после первого локдауна и длительной изоляции проблемы окружающей среды вышли на первое место для людей во всех странах.
С этой осени в России вновь заговорили о возвращении экологического образования – причем не только в школы, но и детские сады, а также средние учебные заведения и вузы.
«Очень важно выстраивать систему непрерывного экологического образования на всех уровнях – дошкольном, школьном, среднем профессиональном, высшем и дополнительном педагогическом. Поэтому экология должна быть закреплена в самой образовательный программе», – отметила Елена Шаройкина в интервью РИА Новости.
Ранее о возможности появления отдельного федерального проекта по экологическому просвещению в рамках нацпроекта «Экология» заявил и глава Минприроды России Александр Козлов.
На пленарной сессии международного форума «Дней Арктики и Антарктики в Москве» министр отметил, что экологическое воспитание и просвещение в России незаслуженно забыты.
«Воспитывать бережное отношение к природе и иную культуру потребления необходимо с детства. Есть предел у людей, которые после этого возраста уже не меняются. Экологическое просвещение должно выйти из простых разговоров и уровня факультатива – в государственную плоскость», – отметил министр.
Попытки вернуть экологию в российское образование в последние годы предпринимались неоднократно. Но после поправок в Конституцию, принятых этим летом, эти шансы значительно выросли, считает председатель «Российского экологического общества» Рашид Исмаилов.
«После внесения поправок в Конституцию, норма, касающаяся экологического просвещения и экологического образования, у нас теперь заложена в основном законе страны, – отметил Рашид Исмаилов в интервью сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ». – Это говорит о том, что внимание к этой теме поднято на самый высокий уровень».
Новое-старое «Природоведение»
До 90-х годов экология в школьной программе присутствовала частично в курсах биологии, краеведения или географии. Экологическим проблемам были отведены одна-две главы в учебниках.
С 1993 года во множестве школ страны началось преподавание экологии как самостоятельного предмета. Но уже в 1997 году предмет «Экология» был переведен из федерального (базисного) компонента учебного плана в региональный в связи с сокращением на 15-20% учебной нагрузки школьников. «Экологию» рекомендовали вводить только в 10-11 классах и только факультативно.
Именно с тех пор предмет «Экология» преподается лишь в некоторых из школ и при этом носит необязательный характер. Для экологизации школьных базовых учебных предметов были изданы дополнения («Химия и экология», «Курс химии для гуманитарных классов», «Природа и литература» и др.).
Основы экологии рассматривались в рамках курса «Природоведение» для младших классов. Однако и этот предмет исчез из школьной программы, став частью «Окружающего мира». Возвращение «Природоведения» в школы остается предметом дискуссии специалистов в последние годы. В 2017 году Минприроды России обратилось в министерство образования и науки с предложением вновь сделать «Природоведение» обязательным предметом.
Введение дисциплины «Экология» в школьную программу устранит глобальную ошибку, которую допустило постсоветское образование, считает первый зампредседателя центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов.«Под влиянием западной модели образования в 90-е годы был сделан уклон в сторону естественных наук: физики, химии и так далее. И почему-то было решено, что они могут заменить экологическую мировозренческую историю. Только коллеги, которые тащили эти стандарты с Запада, забыли, что там существует огромная система вне образования, которая компенсировала контакт с природой, в результате чего дети понимали, как устроен мир, как выглядят животные и так далее», – отметил Элмурод Расулмухамедов в интервью сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
В отличие от западных школьников у российских учащихся из 90-х не было возможности ездить, например, в заповедники и нацпарки. Вместе с «Природоведением» из школы ушли гербарии, зеленые уголки и походы – все то, что связывало детей с природой.
В результате за последние 30 лет в стране выросло целое поколение людей, не только утративших связь с природой, но и мировоззрение, считает эксперт.
«Дети, которые выросли после 90-х, сегодня стали не очень правильными менеджерами, и в результате мы получаем такое достаточно нигилистическое отношение к природе среди наших управленцев, – отметил Элмурод Расулмухамедов. – К чему это привело, мы видим каждый день. Это экологическая катастрофа. И теперь нам, конечно, необходимо все это исправлять».
Новый курс школьной экологии вполне мог бы взять за основу советскую модель системного экологического образования – с ее теплицами, сбором макулатуры и другими практическими навыками, уверен эксперт.Экология как мировоззрение
Чтобы вернуть экологию в школы, мало найти для нее «окно» в расписании. Главный вопрос, на который предстоит ответить: в каком виде экология должна присутствовать в школе?
Экспертное сообщество сформулировало два подхода: первый предполагает выделить экологию в отдельный предмет, второй – провести экологическое образование через весь образовательный процесс.
Сегодня в России не хватает и специальных учебников по экологии, а также преподавателей-экологов, отмечают в самой преподавательской среде.
«Раньше в школах экология, как правило, преподавалась в рамках биологии, поэтому ее и вели учителя биологии. В прежней системе образования это было логично и уместно. Потому что сама экология рассматривалась как система взаимодействия живых организмов, – рассказала сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» преподаватель экологии колледжа приборостроения и информационных технологий РТУ МИРЭА Ольга Служевенкова. – Но если мы говорим об экологии как о мировоззрении, то здесь, конечно, должна быть более серьезная подготовка преподавателей. И, наверное, имеет смысл готовить таких специалистов отдельно».
Новые федеральные государственные образовательные стандарты для школ сейчас как раз прорабатывают в Минпросвещения. Одна из задач – ввести в них требования к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды, рассказала в Совете Федерации заместитель директора Департамента стратегии, программной и проектной деятельности министерства Юлия Гаврилова.
«Они должны претерпеть изменения с тем, чтобы в них были включены дополнительные требования к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. В связи с этим сейчас в рамках национального проекта «Образование», федерального проекта «Современная школа» осуществляется доработка ФГОС по всем уровням общего образования с тем, чтобы эти требования были учтены. Введение ФГОС планируется начинать с 2021 года», – сказала Гаврилова.
Однако, по мнению экспертов, для разработки комплексной программы по возвращению экологии в школы может потребоваться не один год, а 3-5 лет. И, скорее всего, эта инициатива будет реализована ближе к 2024 году, сроку реализации национального проекта «Образование».
Идеи для экологического урокаПока система экологического образования в России только формируется, дело в свои руки берут инициативные учителя, которые передают знания и навыки своим ученикам на уроках, классных часах и в экологических кружках.
Так, в 2014 году Движение ЭКА выпустило первый экологический урок для школьников. Сегодня на портале «Экокласс» уже более 30 экологических занятий. Ресурс предназначен не только для школьников, но и для учителей, которые могут совершенно бесплатно брать готовые сценарии интерактивных уроков. По данным ЭКА, этой возможностью уже воспользовались более 59 тысяч учителей, которые провели экоуроки для более 2 млн школьников.
Не остались в стороне и Greenpeace России. В пакет методических материалов для педагогов входят сценарии занятий, мультфильмы, подвижные, настольные и ролевые игры, а также памятки, плакаты и раскраски.
Экопросвещением школьников занимаются и в Российском географическом обществе (РГО). Волонтеры молодежного движения проводят уроки в школах и выездные мероприятия в разных регионах.
А Эколого-просветительский центр «Заповедники» в 2017 году запустил проект «Всероссийский заповедный урок», который реализуется при поддержке Минобрнауки и Минприроды России. Уроки включают методические материалы, игры, творческие задания для проведения занятий о природном и культурном наследии заповедных территорий России.
Интересный опыт в вопросе экологического образования можно подчерпнуть и за рубежом. Так, в Швеции школьники еженедельно посещают уроки по сортировке бытового мусора. В Японии во многих городских школах вместе с детьми создают биотопы, где ученики могут исследовать природу и проводить эксперименты. В Бельгии экологические исследования входят в обязательную программу развития детей в детских садах. А во Франции экологическое образование обязательно: к 16 годам каждый школьник должен иметь фундаментальные знания об экологии и охране окружающей среды.