В последнее время появляется большое количество примеров, которые характеризуют охоту с преступной стороны – браконьерство, дилетантское обращение с оружием, нарушение охотничьей этики. Тема охоты заведомо вызывает желание запретить это занятие. А, с другой стороны, есть русские традиции, которым посвящены произведения классиков, шедевры живописи и искусства. Русская охотничья культура считается нематериальным отечественным наследием. «Экология России» выясняет, есть ли шанс у современной охоты быть принятой и понятой в обществе и что для этого нужно.
В дискуссии по этому вопросу мы пригласили принять участие:
Сергея Титова, профессионального охотника, эксперт в области охоты на гусеобразных (г.Санкт-Петербург),
Александра Артемьева, ведущего научного сотрудника лаборатории зоологии Института биологии Карельского научного центра РАН,
Дмитрия Дорофеева, старшего научного сотрудника ФГБУ «ВНИИ Экология» (г. Москва),
Евгения Цыгикало, мастера спорта по стендовой стрельбе, профессионального охотника (г. Краснодар)
«Экология России»: Почему в последнее время мы видим так много негативных примеров в охоте, связанных со всевозможными нарушениями?
Александр Артемьев: Негативное отношение к охотникам сложилось по вине самих охотников. Есть как нормальные охотники, так и те, кто рождает этот негатив – это и браконьерство, и стрельба по всему движущемуся. Надо воспитывать культуру охоты. Я начинал охотиться в 60-70 годы, и тогда была культура охоты. Браконьерство было редким. А после девяностых появилось большое количество людей, которые получают оружие, понятия не имея о животных. Охотятся, не соблюдая ни сроков, ни норм добычи. И получается, что на их фоне нормальные охотники выглядят уже редкостью. Это беспредельщики, и я называю их стрелками, а не охотниками. Весь этот негатив идет от этого контингента.
Сергей Титов: Раньше были общества охотников, была преемственность, опыт, а также ответственность за те ресурсы, на которые мы охотимся. Была некая культура, которая передавалась от деда к отцу, от отца к сыну. Сегодня очень важно, чтобы, кроме качественного обучения существовал некий контроль, то есть, если охотник оступается, то мы должны быть уверены, что у нас есть контроль над ним. Сейчас это не происходит. И поэтому мы имеем ужасную картину в охотничьих угодьях.
Дмитрий Дорофеев: Есть две стороны вопроса. С одной стороны, мы ничего не можем поделать. Это факт урбанизации и переезда людей в города, мы видим, что зеленые настроения в обществе начинают преобладать. Это всегда надо учитывать, когда идет обсуждение охоты. Потом, у нас есть постсоветская психология, которая, противопоставляет простых людей и людей с достатком. Любые трофейные охоты из-за этого получаются токсичными. Нужно поменять отношение к комплексу правил – охотничьему минимуму. Сейчас человек при получении охотничьего билета дает расписку, что ознакомлен с правилами, но никто не уточняет, как это на самом деле. Вот в Европе есть обязательные знания по биологии, по популяциям зверей и птиц, правилам и способам охоты, безопасному обращению с оружием. Там довольно жестко все это проверяется. Я пока не знаю у нас такой структуры, которая быстро взяла и начала бы принимать экзамены по охотничьему минимуму. Для этого должны быть разработаны программы, созданы обучающие центры. Это длительный процесс. Ну, и конечно, надо поощрять преемственность охотничьих поколений.
Сергей Титов: Для того, чтобы стать охотником, человек должен понять, что оружие – это ответственность, научиться с ним обращаться, понимать куда можно стрелять, когда можно стрелять. Раньше в советское время даже были плакаты по безопасности стрельбы, например, «Нельзя стрелять, если не видишь ясно цель» или «Браконьерство – враг природы». У охотника должна быть практика владения оружием, которую нужно проходить еще до его получения. И человек, который хочет добывать охотничий ресурс, должен разбираться в какой период это можно делать, от чего зависит существование этого зверя, что способствует тому или иному виду дичи для увеличения популяции.
“Конечная цель должна быть в том, что мы не принесем вреда животному миру своими действиями”. Сергей Титов, эксперт в области охоты
Евгения Цыгикало: Я с детства на охоте и мои старшие родственники обучали меня правилам охоты, я помню, что они сами сдавали экзамены в комплексах на пристрелочных площадках на точность. Без этого никакой речи об охоте не могло идти. Когда вы присутствуете на стендовых площадках, там железобетонное правило, нарушив которые вы лишаетесь тренироваться на этом стенде. То есть, правило владения оружием в плане безопасности, оно беспрекословно. Считаю, что надо ввести в правила сделать курсы на месяц или два по обучению охотников общественными охотничьими организациями. Вы должны четко и ясно видеть цель, и еще понимать, куда срикошетит дробь, на вас лежит полная ответственность за то, что происходит и произойдет вокруг вас. Есть даже целые схемы, где показано, под каким углом опасно или безопасно рикошетит дробь. Но мало, кто обращает на это внимание, даже в соцсетях люди выкладывают фотографии с теми утками, которые запрещены к добыче.
«Экология России»: Каким должен быть цивилизованный охотник?
Александр Артемьев: Цивилизованный охотник это тот, кто, имея возможность стрелять дичь, часто в нее не стреляет. Зная, что ее лучше сберечь и оставить. Цивилизованные охотники соблюдают правила и нормы охоты. Несколько лет назад в одном из номеров журнала «Охота» я увидел фотографию под названием «Удачная зорька». На ней один человек и два десятка гусей. А по нормам отстрела в большинстве регионов России в день можно убивать от двух до пяти птиц. Вот это пример нецивилизованного охотника. Ты охотишься, стрельнул норму, случайно сбил лишнего, бывает такое, ну и все, остановись, прекрати. И опять же, чтобы дичь распространялась, надо сохранять угодья, где она обитает.
«Экология России»: Почему так часто пренебрегают правилами охоты?
Александр Артемьев: Я тоже считаю, что нужен экологический ликбез для охотников. Сейчас есть много охотничьих клубов, там надо ввести экологическое воспитание именно для начинающих охотников, чтобы люди понимали, что это не просто удовлетворение азарта, а еще и понимание, как сохранить природное наследие для себя и будущих поколений.
«Экология России»: Во второй части дискуссии мы поговорим о том, как охота может помогать отдельным популяциям, какую пользу приносить и как собирается переломить негативное отношение к традиционному русскому промыслу.