Экология

Мясная игла: почему «бифштекс из пробирки» далек от совершенства

Ученые со всего мира стремятся разработать технологию получения мяса в пробирке. Первых результатов уже добились европейские, американские и российские биоинженеры.

Пока искусственное мясо получается «золотым». Себестоимость небольшого куска говядины может достигать миллиона рублей. Несмотря гигантскую по сравнению с настоящим мышечным мясом цену, биоинженеры от идеи вырастить бифштекс в пробирке не отказываются. Они уверены, что это избавит человечества от многих проблем: массового забоя животных, больших территорий для выпаса скота и ускоренного изменения климата.

По-научному технологию называют культивацией мяса. У телят с помощью биопсии отбирают образцы тканей. Затем их помещают в специальную среду. Она состоит из аминокислот, витаминов, солей и сахаров. В инкубаторе клетки тканей начинают делиться, а мясо увеличиваться в размерах.

Кажется, что в процессе выращивания искусственного мяса нет ничего вредного, но у технологии будущего уже появились первые противники. Исследователи из Оксфорда рассчитали углеродный след от биореактора, в котором выращивают продукцию. Оказалось, что на один килограмм мяса получается до 25 кг углекислого газа, у говядины этот показатель превышает 40 кг.

Представитель предприятия «Агробелогорье» Александр Дегтярь также считает, что технология выращивания мяса в пробирке далека от совершенства.

«В процессе его производства образуются свои специализированные и высокотоксичные отходы. Мы уберем проблему запаха, но столкнемся с проблемами утилизации, захоронения этих отходов», – сказал эксперт «Экологии России».

Выращиванием искусственного мяса сейчас активно занимаются в Институте фундаментальной медицины и биологии КФУ. Представитель вуза Альберт Ривзанов назвал главные недостатки продукта.

«Мясо получается экологичным, просто сам процесс пока не такой. По аналогии с электромобилями. Сами электромобили очень экологичны, но процесс производства аккумуляторов нет. На данный момент идут работы над тем, чтобы удешевить производство искусственного мяса, это, в том числе, приведет к повышению экологичности процесса в целом. Чтобы сделать килограмм мяса, надо огромные ресурсы затратить. Но в будущем технология станет оптимизированной и дешевой. Основные проблемы – это дороговизна и энергозатратность», – объяснил он.

Сейчас для выращивания искусственного мяса используется углекислый газ. В инкубаторах необходимо создать условия, максимально приближенные к организму носителя.

«Для этого используются инкубаторы с повышенным содержанием углекислого газа. Этот инкубатор потребляет углекислый газ, к нему подключается баллон. Сейчас процесс требует больших энергозатрат, выделяется много углекислого газа в процессе. Но это пока лабораторные эксперименты», – добавил он.

До сих пор остается открытым вопрос получения сырья для лабораторий. 

«Откуда его брать, пока неясно. Выращивать коров, чтобы разобрать на запчасти, нерентабельно. Возможно, будут использоваться компоненты химического синтеза или растительного происхождения в качестве питательной основы», – добавил он.

Эксперт убежден, что искусственное мясо по вкусу и своим диетическим свойствам никогда на 100% не заменит натуральный продукт. Скорее, бифштекс из пробирки будет называться мясным продуктом. Но в любом случае, появление на рынке экологичного аналога позволит хотя бы части населения слезть с мясной иглы.

«В лаборатории проще контролировать экологичность продукта. Если животные пасутся на поле, еще не факт, что они питаются экологически чистой травой. Она может впитать выхлопные газы с дороги, выбросы предприятий или пестициды с гербицидами.  В лаборатории такие факторы можно исключить», – сказал Альберт Ривзанов.

Для казанских исследователей мясо из пробирки – это не конечная цель. Они хотят в совершенстве овладеть этой технологией, чтобы выращивать в лаборатории искусственные ткани и органы, которые можно будет пересаживать человеку.

Среди скептиков есть мнение, что при выращивании искусственного мяса используются гормоны и антибиотики. Но инвесторы этот факт отрицают.   

«Исследований о влиянии гормонов на клетки вне живого организма не проводилось. Поэтому нельзя сказать, что клетка будет расти, если применять гормоны, клетка внутри организма и вне его ведет себя по-разному. Задача тканевой инженерии – отбирать более сильные клетки, размножать и создавать для них оптимальную среду, в которой они будут развиваться и расти. Поэтому я не думаю, что кто-то использует гормоны для производства клеточного мяса. И антибиотики – тоже. В организме клетки защищает кожа, иммунитет, а вне его клетки совершенно не защищены от внешней среды и при любом соприкосновении погибают. Поэтому мы и проводим селекцию и оставляем для экспериментов более сильные и устойчивые клетки животных», – объяснил гендиректор «Очаковского комбината пищевых ингредиентов» Александр Савков.

Сегодня мало кто может гарантировать безопасность даже обычных продуктов питания, не говоря о новой технологии выращивания искусственного мяса. Не являются гарантами цены на товары и приставки «эко» и «био» на упаковках.

«Если продукт сделан из дешевых сырьевых компонентов, то это не значит, что он некачественный. Все зависит от состава и честности указания ингредиентов на упаковке. К сожалению, приставки «эко», «био» в России – это чаще всего маркетинговых ход и совсем не значат, что эти продукты безопасны», – добавила директор Федерального научного центра пищевых систем им. Горбатова РАН Оксана Кузнецова.

Традиционное мышечное мясо тоже не отличается экологичностью. И речь здесь не только о России, но и о зарубежных странах. По данным NCDI, около 80% антибиотиков рынке США идет на нужды животноводства. Антибиотики, которыми «пичкают» сельскохозяйственных животных на крупных производствах, также наносят вред окружающей среде. Вместе с отходами они попадают в природу и способствуют развитию устойчивости среди вредных микроорганизмов почвы или водоемов. А антибиотики, попавшие на поля вместе с навозом, могут накапливаться в растениях.

Фото на обложке: КФУ

Еще по теме