Урал (Жайык – казахское название) и Иртыш (Ертис – казахское и Черный Иртыш – китайское) являются трансграничными реками, то есть протекающими по территории сразу нескольких государств. Во всем мире страны несут солидарную ответственность за «общие реки». Если России и Казахстану удалось договориться сразу по двум водным объектам, Китай фактически полностью снял с себя ответственность за Иртыш.
Об оздоровлении Урала и Иртыша Россия и Казахстан договорились еще в апреле этого года. Тогда же был создан экспертный совет для выработки конкретных предложений. Спустя шесть месяцев ученые готовы озвучить меры по спасению двух крупнейших рек.
Принять участие в решении проблем Иртыша предлагали и Китаю, ведь именно там, на границе с Монголией, река берет свое начало. Однако китайская сторона предложение проигнорировала, рассказала сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» специалист в области водных ресурсов, гидролог института географии РАН Мария Сидорова.
Китай не является участником Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997) и Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992).
«Во всем мире ответственность за состояние трансграничных рек регулируется межгосударственными соглашениями. Китай не подписал ни одно из них. Россия уже, наверное, лет десять ведет с КНДР переговоры по Иртышу – результат нулевой, – отметила Мария Сидорова. – Китай занял выжидательную позицию, им пока важнее построить плотины, водохранилища, ввести заводы и так далее – и сбросы этих производств тоже будут сливать в Иртыш».
Именно Китай в последнее время показывает самый большой экономический рост. Ресурсы для этого Китай, в том числе, берет и из Иртыша, говорят эксперты. Именно поэтому КНР называют главным виновником обмеления реки в последнее время. Если так будет продолжаться, на Иртыше может встать судоходство, из реки уйдет рыба.
«На Китай, если не ошибаюсь, приходится 7-8 кубических километров стока Иртыша, и примерно три из них китайцы еще несколько лет назад забирали на свои нужды безвозвратно, – рассказал сайту «Экология России» –нацпроектэкология РФ» заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод института водных проблем РАН Михаил Болгов. – Так что вклад Китая в обмеление реки очень большой. Дальше проблем прибавляет Казахстан, который не только берет воду, но еще и снижает ее качество. В итоге к нам в Омск, где и начинается Иртыш в России, приходит довольно мало не самой чистой воды».
Почему еще может мелеть Иртыш?
Этой осенью экипаж яхты «Сибирь» столкнулся с непредвиденными трудностями. Река Иртыш обмелела настолько, что парусник не смог преодолеть акваторию в пределах Омска.
Яхта села на мель в пределах городской акватории. Капитану срочно пришлось искать инвестора, который вложил почти миллион рублей в работы по углублению русла.
«Для нас это не первый подобный опыт. С аналогичной ситуацией мы уже сталкивались четырнадцать лет назад», – рассказал «Российской газете» капитан «Сибири» Сергей Щербаков.
По словам капитана, проблема обмеления главной реки Прииртышья возникла еще в период освоения целины. Тогда в Омске построили крупный мелькомбинат. Для транспортировки продукции решили задействовать не только Транссиб, но и Иртыш. А для этого в пределах городской черты убрали два десятка порогов, и река стала необратимо мелеть.
«Дело в том, что пороги тормозят движение потока: каждый удерживает уровень воды в пределах 10-20 сантиметров. 20 порогов – это два-четыре метра, и именно на столько «проседает» Иртыш», – объяснил журналистам Сергей Щербаков.Эксперты называют и другие причины обмеления. Например, неконтролируемую добычу песка, которая велась в районе Омска десятилетиями. Все это привело к тому, что дно реки в акватории города стало неравномерным. В итоге, жители ежегодно обнаруживают на месте когда-то самого крупного в мире притока новые острова.
А вот глобальное потепление, которым в последнее время объясняют обмеление многих рек не только в России, но и в других странах, к проблеме Иртыша имеет весьма опосредованное отношение, считает гидролог института географии РАН Мария Сидорова.
«Конечно, климатические факторы так или иначе тоже работают. Но для верховьев Иртыша и Урала заметные негативные изменения из-за климата пока не присущи. Что, действительно, влияет на водность этих рек – так это серии маловодных лет. Сейчас это как раз характерно для этих регионов России. Речной сток цикличен: обычно период повышенной водности сменяется пониженной и наоборот», – отметила эксперт.
Если Китай обвиняют в растрате водных ресурсов, то Россию и Казахстан (и последний даже в большей степени) – в загрязнении реки. Десятилетиями страны сбрасывали в Иртыш сточные воды нефтеперерабатывающих предприятий, предприятий химической промышленности, а также атомных и тепловых электростанций.
С 1998 года степень загрязнения Иртыша промышленными отходами и металлами увеличилась на 65%. Купание в Иртыше в районе Омска запрещено уже больше десяти лет.
«Если для Китая Иртыш – это экономический ресурс, то для Казахстана – это главный источник воды, – отметил в разговоре с журналистом сайта «Экология России» – нацпроектэкология РФ» Михаил Болгов. – И без сокращения вот этого безвозвратного водопотребления на китайской части реки и сокращение сбросов загрязняющих веществ на территории Казахстана – нам проблему не решить. России тоже, конечно, надо чистить стоки, но нам во вторую очередь. Начать надо с Казахстана».
Что случилось с Уралом?
Свалить вину на кого-то третьего, как на Иртыше, в случае с Уралом не получится. Ответственность за эту реку несут исключительно Россия и Казахстан, говорят эксперты.
«Урал начинается в России и уже от нас течет в Казахстан. Поэтому именно наша страна в большей степени отвечает за объемы и качество воды в Урале, – считает специалист в области водных ресурсов, гидролог института географии РАН Мария Сидорова. – Пока же ситуация плачевная. Если в России до 80% всех стоков попадают в реки неочищенными, то на Урале этот показатель еще выше».
Дошло до того, что в 2019 году Международная геодезическая организация присвоила реке пятый, последний, уровень загрязнения, фактически признав ее непригодной для использования. С этими выводами через год отчасти согласились и в Минприроды России. В отчете «О состоянии и об охране окружающей среды в России» за 2020 год Урал вошел в топ-5 самых грязных рек нашей страны.«Мы слишком долго жили, не задумываясь о будущем, и сейчас нам придется также долго это разгребать, – считает Мария Сидорова. – Река сама собой не очистится. То есть, очистится со временем, но при одном условии, что мы перестанем ее загрязнять. Возможность к самоочищению у рек, на самом деле, есть. Но нам нужно снизить свое влияние на эти реки. И именно эту главную проблему сегодня предстоит решить и на Иртыше, и на Урале».
Другая проблема Урала – обмеление. Согласно данным последних исследований сейчас годовой дефицит воды в этой реке составляет около 4,7 кубических километров. Еще в 2018 году экологи заявляли, что уровень воды в Урале достиг рекордного минимума. Однако в 2019 году воды в реке стало еще меньше. Не исправил ситуацию и нынешний год.
Из-за обмеления на реке уже практически невозможно судоходство. Без запасов питьевой воды могут остаться сотни тысяч человек. Обмеление уже стало причиной начала необратимых процессов: русло Урала заиливается, береговая линия разрушается, растительность деградирует, а рыбные запасы скудеют. Если так пойдет и дальше, Урал совсем скоро не дойдет до Каспийского моря, а пересохнет на полпути.
Как помочь Иртышу и Уралу?
Что объединяет проблемы Иртыша и Урала? Эксперты считают: обе реки пострадали главным образом от хозяйственной деятельности человека. Здесь и неконтролируемое использование природных ресурсов, и продолжительные сбросы грязных стоков, и, наконец, неумение договариваться между собой разными странами, которые пользуются этими реками.
Исходя из этого, эксперты дали рекомендации, как спасать Иртыш и Урал. Во-первых, предлагается вести постоянный мониторинг ситуации на реках. Во-вторых, провести комплексные исследования Иртыша и Урала, а уже на основе их результатов разработать программу действий. В-третьих, принять международное соглашение по использованию водных ресурсов, следовать которому обязаны все страны по берегам Иртыша и Урала.
Главным пунктом программы действий должна стать адаптация водопотребления к имеющимся ресурсам, считает Мария Сидорова. Это как в жизни: если вы будете все время тратить больше денег, чем у вас есть, то рано или поздно влезете в долги, в данном случае – перед природой.
Среди других рекомендаций экспертов: приостановить строительство новых плотин на реках и организацию новых водозаборов, а также пересмотреть правила эксплуатации существующих водохранилищ.
Наконец, необходимо ввести жесткие экостандарты работы для предприятий, которые расположены на Иртыше и Урале, говорят специалисты. В первую очередь, это касается объектов нефтедобывающей промышленности. И Россия, и Казахстан до сих пор используют устаревшие технологии добычи углеводородов, что увеличивает риск экологических аварий и катастроф на Иртыше и Урале.
Акулы – никакие не монстры. У людей просто склонность их демонизировать. Это и преувеличения о количестве жертв акул где-нибудь в Шарм-эль-Шейхе, и рыбацкие байки, и заявления, что раны от акул не лечатся. В результате обыватель, действительно, верит в том, что это чудовище и машина для убийства. При этом люди восхищаются столь же, а то и более опасными животными, например, тиграми.
Антарктида встречает айсбергами нереальных размеров и ветром сумасшедшей скорости. Плотный поток ледяного воздуха безжалостно хлещет. Это не просто порывы до 20-40 метров в секунду, а непрерывный ветер, сметающий все на пути.
«Большая Саянская тропа» – это, возможно, дело всей моей жизни. Эта тропа может стать одной из крупных, имеющих общенациональную известность экологических троп, таких как «Большая Байкальская» или «Большая Севастопольская». Общая сумма, которую мы заложили на нее, – около 81 млн. Сумма большая, но нужно понимать, что и протяженность тропы большая сложная в конструктивном плане, одна из наиболее крупных в стране.
Я пел белухам под водой, чтобы они ко мне подошли поближе. Однажды мы общались с кашалотом на тему загрязнения пластиком океанов (кит реально приносил мне пластиковые пакеты, как будто просил избавить от них, забрать их на сушу). За каждой фотографией стоит какая-то удивительная встреча с китами.
Если раньше все скалы были расписаны в стиле «Здесь был Вася», то сейчас надписей с каждым годом становится меньше. Плюс ко всему мы сделали несколько специальных стендов, так их и озаглавили: «Здесь был Вася». Каждый желающий, чтобы не расписывать скалы, может оставить автограф на стендах.
«Коронавирусный» 2020 год показал, насколько ценен для людей внутренний туризм. Погулять в лесу, подышать воздухом, послушать птиц, у костра посидеть. Это не тяжелый, не насыщенный туризм, это «туризм выходного дня». У нас в стране внутренний туризм вообще пока на зачаточном уровне, но пандемия, надо сказать, его подтолкнула.
Мы входим в список ООПТ, расположенных за полярным кругом. А это означает и потрясающие полярные сияния, и полярную ночь, и незаходящее солнце летом.
Как ни парадоксально это звучит, именно для нашего заповедника пандемия сыграла даже положительную роль. Если раньше люди привычно ездили за границу или в какие-то традиционные туристические места, то в 2020 году обнаружили привлекательные и еще не изученные природные жемчужины Самарской области.
Наше учреждение я иногда в шутку называю «гремучей смесью», как, собственно, можно назвать и любую федеральную ООПТ. Ведь здесь сразу несколько направлений работы: и охрана, и экопросвещение, и наука, и туризм.
Если уж человек доехал до «Русской Арктики», то он экологически сознателен и мотивирован на сохранение арктической природы. Маньяков, мечтающих пострелять по белым медведям, мы у себя не встречали.
Программа сохранения лошади Пржевальского позволила не только сохранить, но и увеличить численность мировой популяции до трех тысяч особей.
Человек, работающий в охране природы, стремится сделать мир лучше. Если сотрудник ООПТ из таких, то и результаты работы будут отличные.
Эковолонтерство для меня – будущее, в котором каждый для сохранения природы будет делать что-то посильное, а все вместе мы сможем добиваться огромных, прорывных результатов. Мы как раз и создали организацию «Делай!», чтобы помогать в этом.
Спасти и восстановить можно любой вид животного, который остается в природе. Но усилия должны быть сосредоточены на сохранении не только отдельных видов, но и всей экосистемы.
Животные гораздо умнее и богаче внутренне, чем мы представляем. Они просто думают иначе, чем люди...
Если все гренландские ледники растают, то уровень Мирового океана поднимется на 7,2 метра. Тогда страдать будут не только животные, но и люди. Уже сейчас нам надо готовиться к десяткам миллионов климатических мигрантов.
Цифровая трансформация – это не просто внедрение технологий. Это последовательная масштабная работа, которая приведет к ускорению и оптимизации всех процессов в отрасли.
Чему нам следует поучиться у ООПТ Танзании? Наверное, во-первых, организации охраны: при каждом нацпарке был целый поселок с рейнджерами, которые охраняли его с автоматами. А во-вторых, возможности реально увидеть животных на маршруте (экологической тропе). Чтобы, как в Африке, они мимо нас бегали, летали, да хоть просто лежали, и не боялись. Чтобы у них был закреплен рефлекс, что человек вот на этой территории не несет опасность. В России тоже есть такие ООПТ, но, к сожалению, их очень мало. А для посетителей большинства ООПТ, чтобы увидеть зверя или птицу, нужно быть реально специалистом или местным сотрудником, который работает на территории не один день. Или же просидеть без движения много часов в так называемых скрадках, чтобы животные потеряли бдительность, и вы смогли их увидеть.
В соцсетях активисты выкладывают свои отзывы и фото, что собранный раздельно мусор попадает в один контейнер и на одну свалку. Здесь важно выстроить полноценную цепочку: раздельный сбор – раздельный вывоз – раздельная переработка – раздельная утилизация
Общественные организации могут помочь в нужную минуту – экспертным мнением, финансами. А в случае несогласия – прямо высказать правду в глаза.
Все мы являемся менеджерами ресурсов. И на всех нас лежит ответственность за воздействие на окружающую среду
Турист с каждым годом становится все более искушенным. Даже если человек идет в поход с палаткой, то на особо охраняемой природной территории у него должно быть место, где он мог бы разбить эту палатку и остановиться на ночлег с комфортом, не нанеся при этом вреда природе.
СМИ сетевое издание «Экология России» – Нацпроектэкология РФ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 79233 от 25 сентября 2020 г.
По вопросам сотрудничества и рекламы: +7 (915) 379-27-44 (WhatsApp)
Адрес электронной почты редакции: info@ecologyofrussia.ru
16+