Острову Южная Джорджия («заморская территория» Великобритании) и биоразнообразию в его прибрежной акватории угрожает беда: на остров надвигается Айсберг А68, самый крупный на планете айсберг, дрейфующий в водах Южной Атлантики. По размерам ледяной гигант едва ли не больше самого острова, сообщает BBC News.
Площадь айсберга около 4200 кв.км, а вес достигает нескольких сотен миллиардов тонн. Но при этом из-за своей плоской формы он погружен в воду всего на 200 м.
А68 откололся от ледника Антарктиды в 2017 году и с тех пор бороздит воды океана. Сейчас он находится всего в нескольких сотнях км от прибрежной акватории Южной Джорджии. Ученые прогнозируют, что при неблагоприятном развитии событий айсберг вполне способен врезаться в берег острова. При этом они предполагают, что, пережив столкновение с островом, айсберг может оставаться у берегов Южной Джорджии не менее десяти лет. Такое соседство очень негативно повлияет на местное биоразнообразие. Такое мнение высказал профессор Герайнт Тарлинг, специалист Британской антарктической службы.
Прежде всего, если айсберг застрянет у берегов Южной Джорджии, он тем самым создаст угрозу для местных колоний тюленей и пингвинов. Пингвинам придется преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до открытого океана и добыть там пищу, а значит – они могут не успеть вовремя вернуться к своим детенышам, и те погибнут. То же самое может ожидать тюленей. Нечто подобное уже случилось в 2004 году, когда к Южной Джорджии подошел огромный айсберг А38. Тогда на местных пляжах было найдено множество мертвых птенцов пингвинов и детенышей тюленей.
Кроме того, А68 при приближении к прибрежному шельфу раздавит множество существ, обитающих на морском дне.
В интервью The Guardian доктор Сью Кук, австралийский эксперт по изучению ледников, признала, что прогнозировать поведение огромного айсберга трудно, хотя за ним наблюдают со спутника и пытаются описать его будущую траекторию движения при помощи математических моделей. Во-первых, айсберг дрейфует уже около трёх лет, и неизвестно, какую конфигурацию за это время приобрела его подводная часть. Во-вторых, прогнозы затрудняют постоянно меняющиеся погодные условия, течения и пр. С одинаковой долей вероятности ледяной гигант может как врезаться в остров целиком, так и развалиться на части или сесть на мель неподалеку от Южной Джорджии.
По словам Кук, сам по себе тот факт, что айсберг такого большого размера откололся от ледника, не является чем-то необычным. Более того, в ближайшем будущем огромные айсберги будут всё чаще откалываться. Многие шельфовые ледники из-за изменений климата распадаются и теряют большие площади, из-за этого оставшаяся часть ледника становится более нестабильной и склонной к разрушению, отмечает Сью Кук.
Британскую заморскую территорию уже начали называть «кладбищем айсбергов». Ледяные глыбы откалываются от ледников Антарктиды и устремляются в Атлантику, подхваченные сильными течениями. Достаточно часто они через какое-то время доходят до отдаленных островов, таких как Южная Джорджия. Там они «цепляются» за отмели континентального шельфа и задерживаются на долгое время. Со временем, плавая в теплой воде, они уменьшаются и тают. Однако такой гигант как А68 растопить даже в теплой воде не так-то просто.
Гигантский айсберг может негативно повлиять не только на биоразнообразие, но и на судоходство; ведь если он застрянет «в неправильном месте», то помешает прохождению кораблей.
В связи с быстрыми изменениями климата тают ледники не только Антарктики, но и Арктики. Так, недавно от крупнейшего шельфового ледника Арктики откололась целая флотилия айсбергов (правда, не такого громадного размера, как А68). Разрушение зафиксировали на леднике 79N (Nioghalvfjerdsfjorden) на северо-востоке Гренландии. Полностью распался ледник под названием Спалте, не перенеся летней жары 2020 г.
Ведущий научный сотрудник ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Василий Смоляницкий в вышедшей в сентябре 2020 года научной статье (написана в соавторстве с экспертами: Павловой Е.А., Алексеевой Т.А., Мироновым Е.У.) указывает, что ледники арктических архипелагов очень чувствительны к изменениям климата, и повышение температуры воздуха и воды приводит к ускорению их деградации год за годом.
«По данным различных исследований сокращается площадь и объем арктических ледников, изменяется их температурный режим. Одновременно увеличились скорости движения льда на их языках при общем отступании краев ледников, что приводит к более интенсивному продуцированию айсбергов. Например, крупнейшая ледниковая подвижка из когда-либо наблюдавшихся в Российской Арктике, развивалась в последние десятилетия в западной части ледникового купола Вавилова на Северной Земле и достигла кульминации в 2016 г.», — указывают эксперты.
Согласно исследованиям российских учёных, климатические изменения, происходящие в последние десятилетия, отражаются на процессе формирования и особенностях структуры и динамики айсбергов Арктики. «Анализ данных о морфометрии и местоположении айсбергов, полученные в ходе экспедиционных работ с 2004 по 2019 годы, показывают, что в последние годы возросло количество отдельных айсбергов, и в то же время увеличилось число разрушающихся айсбергов», — такой вывод сделан специалистами ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».
Могут ли айсберги помешать навигации в России подобно тому, как это прогнозируют для Южной Джорджии? Российские эксперты заверяют, что нет.
ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» совместно с ООО «Арктический Научный Центр» разработали уникальную отечественную технологию управления ледовой обстановкой, которая позволяет буксировать айсберги для защиты объектов на арктическом шельфе. Исследования проходили при поддержке НК «Роснефть».
Ещё в 2016 году в Белом море состоялась научно-исследовательская экспедиция «Кара-лето-2016», в ходе которой ледокол «Капитан Драницин» успешно выполнил буксировку айсберга массой свыше 1 млн тонн. Это первый подобный опыт не только в Арктике, но и во всем мире. Научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» выполняло роль плавучей лаборатории, предоставляя необходимую метеорологическую и океанографическую информацию; а ледокол «Капитан Драницин» блестяще выполнил 18 экспериментов по буксировке айсбергов различных форм и размеров в разных погодных условиях, и даже одновременную буксировку двух айсбергов.
Так что, заверяют эксперты, если на наши объекты морской инфраструктуры вдруг «нацелится» какой-нибудь отколовшийся арктический айсберг, Россия — единственная страна, способная отвести ледяную глыбу на безопасное расстояние. Кто знает, может быть, и для спасения Южной Джорджии потребуется наша помощь?