Экология

Прибыль на жадности: какие «сливки» сняли производители продуктов во время пандемии

Сельхозпроизводители и фуд-ритейлеры показали сверхприбыль, несмотря на кризис 2020 года, заявили в РЭУ им. Плеханова. 

За прошедший год агропроизводители и продовольственные ритейлеры на волне всеобщей паники и ажиотажа смогли увеличить свои доходы и прибыль. Общий уровень рентабельности их активов увеличился почти в два раза, сообщается в исследовании экономистов. 

Так, крупнейшие по динамике выручки производители продовольствия в РФ в 2020 году увеличили продажи к 2019 году на 32% – до 596 млрд руб. Чистая прибыль некоторых выросла на 69%  – до 27 млрд руб. 

«Идет пандемия и понятное дело, что сейчас самые «сливки» снимают производители продуктов и их ритейлеры. Здесь ничего нет удивительного. Сейчас идет передел рынка, что нормально во время кризиса. Те компании, которые были хорошо подготовлены или хорошо себя чувствовали на начало пандемии выстрелили, получили избыточную доходность и теперь пытаются применить ее в виде покупки конкурентов. Это не очень хорошо для потребителя, так как снижается конкурентная борьба. Скорее всего, цены меньше будут снижаться, возможно, станут больше стабильными или даже повысятся. Но тем не менее, это законы рынка», – заявил Николай Солабуто, управляющий директор УК «Финам Менеджмент». 

Доктор психологических наук  Мария Киселева объяснила, почему люди скупали все продукты и товары первой необходимости во время пандемии. 

«Мозг человека устроен так, что новость о какой-либо опасности воспринимается эмоционально. И неслучайно: предкам это, по сути, обеспечивало выживаемость. Поэтому вполне естественно, что, когда со всех сторон твердят об угрозе жизни и здоровью, включается инстинкт самосохранения», – сказала она. 

В исследовании экономистов отдельное место занимают такие продукты как растительное масло и сахар. По итогам 2020 года у производителей этих товаров них была зафиксирована сверхприбыль за счет резкого повышения цен. В начале этого года правительство было вынуждено вмешаться в процесс ценообразования и подписало соглашение о фиксации цен в отношении этих двух продуктов. 

Фото: Kameleon007 – istockphoto.com

Еще по теме