ESG – аббревиатура, обозначающая экологическое, социальное и корпоративное управление. В деловом и политическом дискурсе она остается, но аналитики указывают на растущее использование термина «устойчивое развитие», а также других понятий, таких как «климат» или «декарбонизация», которые попадают в сферу ESG.
Менеджеры формируют портфолио компаний, ориентируясь на такие темы, как нехватка воды, переход к чистой энергетике, экологическому топливу, публикации открытой отчетности. Например, Microsoft в прошлом месяце заявил о проекте «Облако для устойчивого развития». Компания использует свою обширную экосистему программного обеспечения, чтобы помочь корпорациям сделать позитивные шаги в своих информационных технологиях, операциях и цепочках создания стоимости.
Наибольшее снижение использования термина было замечено в отчетах о прибылях и убытках компаний США. Тенденция такова, что управленцы пытаются связать темы социальных и осознанных практик с более широкой бизнес-моделью, такой, чтобы она стала привлекательной для инвесторов. Теперь устойчивое развитие означает ведение бизнеса, который создает ценность для постоянного акционера.
Какие шаги предпринимают компании, чтобы стать привлекательными на рынке новых вызовов
1. Они работают над стратегией, уделяют больше внимания экономическому обоснованию ESG и тому, как оно связано с акционерной стоимостью. Инвесторам важно увидеть устойчивую бизнес-стратегию, а не просто отдельные шаги. Тревожным сигналом является ситуация, когда компания провела только анализ для выявления ключевых проблем ESG. Это полезная отправная точка, но компания должна демонстрировать стратегический подход к оценке того, где она находится сегодня по ключевым вопросам ESG, куда она хочет двигаться и как она этого достигнет. В стратегии также должны быть описаны график и необходимые ресурсы.
2. Разбираются в понятиях. Как мы упомянули выше, сейчас меньше говорят об ESG и больше об «устойчивом развитии», «корпоративной ответственности» или «ответственном росте». Важно единое понимание стандартов и критериев как со стороны инвесторов, так и со стороны клиентов, сотрудников и общественности.
3. Ищут союзников. Компании взаимодействуют с чиновниками на федеральном, региональном и местном уровнях. Также средства массовой информации могут стать важными партнерами, которые рассказывают обществу о положительном влиянии компании на территории их присутствия.
4. Работают на перспективу. Несмотря на существующую критику подходов в формировании отчетности, доверия и т.п., каждая компания на уровне совета директоров и высшего руководства проводит обсуждение ESG-развития с учетом выработанной бизнес-стратегии, своевременно уточняя терминологию и ориентируясь на долгосрочную ценность.
Ольга Стрелкова