В Евросоюзе задумались о возрождении Трансъевропейского экспресса – сети скоростных поездов, которая существовала с 1957 по 1995 годы. Сеть соединяла 130 городов от Испании на западе до Австрии на востоке, от Дании до Южной Италии. В начале XXI века поезда потеряли популярность из-за самолетов: считалось, что воздушные перевозки значительно экономят время в пути.

Сегодня на первый план в Европе выходит экология. Ученые выяснили, что самолеты выбрасывают в атмосферу огромное количество углекислого газа, водяного пара, оксиды азота и сажу.

Физики немецкого аэрокосмического центра вычислили, что на долю авиации приходится примерно 3% всего антропогенного парникового эффекта. Чтобы сократить выбросы CO2, в Европе решили вернуть систему поездов между столицами. Количество ЖД маршрутов там значительно снизилось в последние десятилетия. Если раньше через границы еврогосударств проходило 365 путей, то сейчас их число сократилось до 149.

Среди пассажиров стабильно растет популярность авиарейсов. На рынке появляются дешевые лоукостеры, позволяющие дешево перебираться в разные географические точки. Правительство Германии подсчитало, что на одного человека по железнодорожному маршруту Париж – Берлин пришлось бы в шесть раз меньше выбросов парниковых газов, чем при использовании самолета. 

По словам профессор НИУ «Высшая школа экономики», директора Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина, большинство маршрутов по Европе короткие – в пределах 800-900 км. В таких случаях поезд выигрышнее самолета.

«Выбирая между самолетом и поездом с потребительской точки зрения, людей интересует время «от двери до двери». Для того, чтобы попасть на рейс, мне нужно добраться до аэропорта, пройти регистрацию. Вокзалы же, как правило, находятся в центре. Существует нехитрая формула, что HSR в пределах 800-900 км со скоростью 350 км в час и более, выигрывает самолет», – рассказал эксперт сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ».

Сильная временная конкуренция начинается после двух тысяч километров: на таких расстояниях у самолетов нет равных.

Эксперт убежден, что рельсовый транспорт – это путь к устойчивому развитию.

«Рельсовые системы, современные модификации трамвая, электрички, метрополитен. Все это – путь к устойчивому развитию», – пояснил он. 

Блинкин уточнил, что современная сеть HSR в Европе очень значительная – около 15 тыс. км. Поезда там играют не последнюю роль. 

«Есть скоростные маршруты, которые связывают Брюссель с Лондоном. Из Парижа можно уехать в сторону Марселя. В данном случае проектом предлагается связать столицы не в том формате, который существовали 30 и более лет назад, а возродить современную модификацию», – добавил он.

Сегодня для развития железных дорог в Евросоюзе даже не нужно выстраивать новую инфраструктуру – достаточно отреставрировать старые пути и пустить по ним экспрессы.

Фото: Serjio74 – istockphoto.com

Поделиться





Все мнения