Автомобили – серьезная угроза здоровому будущему планеты. Поэтому весь мир держит курс на экотранспорт – от велосипеда и самоката до гигантских машин, работающих на возобновляемом сырье.

Крути педали

Самый экологичный вид транспорта – тот, который управляется ногами. Самокаты, ролики, велосипеды, да и просто ходьба не наносят никакого вреда природе и помогают держать в здоровом теле здоровый дух. Так что при возможности всегда стоит выбирать именно их. Москвичи активно пользуются велосипедами, самокатами и моноколесами уже не один год. По официальным данным, протяженность трасс, по которым можно с комфортом передвигаться на альтернативном личном транспорте, составляет более 850 км, это с учетом выделенных полос.

На крыло

Первым полностью электрическим самолетом, отмеченным сертификатом безопасности ЕС, стал Velis Electro, выпущенный словенской компанией. Двухместная тренировочная машина весом 600 кг построена на базе поршневой модели, оснащена электроустановкой мощностью 58 кВт и двумя литиевыми аккумуляторами общей емкостью 25 кВт/ч.

Velis Electro может летать около 50 минут, развивается скорость до 180 км/ч и имеет размах крыльев 11 м. В этом году планируется поставка самолетов в Швейцарию, где для подзарядки аккумуляторов оборудуют солнечную электростанцию. Так проект станет полностью «зеленым».

По чистому городу

Экологичный наземный общественный транспорт продолжает завоевывать города. Один из первых электробусов поехал по улицам Москвы в 2017 году, в следующем году их будет уже около 600. Этот инновационный транспорт работает на электрической тяге, отличается безопасностью, маневренностью, заряжается на конечных остановках и оснащен климат-контролем.

Один из инструментов федерального проекта «Чистый воздух» – переход на автобусы на природном газе, что позволит существенно снизить объем вредных выбросов в атмосферу. Например, в Челябинске уже закупили более 60 автобусов на газомоторном топливе, а в Новокузнецке в этом году ожидается пополнение парка экотранспорта на 85 единиц.

Полезный гибрид

В отличие от зарубежных коллег российские ученые разрабатывают проект электрического самолета не для тренировочных полетов, а для гражданской авиации. На первом этапе проект «Электролет СУ-2020» предполагает запуск гибридного двигателя, который должен сократить объем вредных выбросов, снизить расход топлива и увеличить срок службы авиамашины.

«Результатом работы, которая ведется сейчас и закончится в 2022 году, будут летные испытания гибридной силовой установки. Для этого переоборудуется самолет Як-40 с возможностью установки на нем воздушного винта, который будет вра - щаться сверхпроводящим электродвигателем», – поясняет генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова Михаил Гордин.

Водоросли вместо нефти

Для яхт, самолетов и вертолетов требуется большое количество энергии, и технология электромобилей в таких случаях работает не всегда. Поэтому ученые мира уже не одно десятилетие ищут способ производства экологически чистого топлива. Так, например, в Дании в начале года успешно курсировал экспериментальный автомобиль, в баке которого перемешаны бензин и биотопливо из морских водорослей.

Морские водоросли выделяют сахар, идет процесс брожения, в результате которого образуются этанол и бутанол, которым можно заправлять машины. Теперь европейские коллеги из Нидерландов ищут эффективный способ производства «зеленого бензина». Пока что цена за литр этой ценной эссенции слишком высока, чтобы говорить о конкурентоспособности, так как для выращивания водорослей требуются огромные площади. Но исследователи надеются, что ситуация изменится в ближайшие 20-30 лет.

Водород во благо

Некоторых словосочетание «водородный двигатель» пугает, вызывая в памяти образ ядерного гриба, однако водородный двигатель – мирное изобретение. Водород с кислородом не взаимодействуют напрямую, но обмениваются энергией и так генерируют электрический ток и воду. Из выхлопных труб машин с водородным двигателем выходит обыкновенный водяной пар. Водород – самое энергоемкое топливо в мире. К тому же машинам в таком случае не нужны аккумуляторы.

Сеть специальных станций для заправки водородных двигателей уже широко распространена в США, Европе и Японии. В это время в «Российских железных дорогах» рассматривают возможность запуска водородных электричек. Опытный образец планируют запустить к концу следующего года, а после доработок и испытаний начнется массовое производство, чтобы заменить около 25% дизельных локомотивов на новые, экологически чистые модели.

Безвредные плавсредства

Самым перспективным топливом в судоходстве считается сжиженный природный газ (СПГ). Это направление быстро развивается, и, по данным WWF, летом прошлого года в портах Европы стоимость бункеровки СПГ сравнялась со стоимостью бункеровки мазутом. Количество судов на СПГ в России тоже быстро растет, остается только решить вопрос с бункеровочными базами.

Шикарные частные яхты тоже массово переходят на СПГ и водород, а для небольших катамаранов найдено более изящное решение – солнечные батареи. В феврале катамаран на энергии солнца пересек Атлантический океан за 16 дней. А российский путешественник Федор Конюхов планирует пересечь на солнечном катамаране не только Атлантику, но и Тихий океан, по традиции – в одиночку.

Фото: Pekic – istockphoto.com

Поделиться





Все мнения