Вот уже три десятилетия выбросы углекислого газа автомобилями являются политическим и социальным вопросом в мировых климатических программах. Для автопроизводителей введены обязательства по отчетности, государственное регулирование и т.д. Аналогичный подход предлагается применить и к современному продукту, который развивается огромными темпами – искусственному интеллекту. Результатами работы на эту тем поделился Берлинский институт климатических исследований.
Ученые разделили воздействие искусственного интеллекта (ИИ) на три категории:
1) прямые воздействия, т. е. выбросы углерода от работы устройств конечных пользователей, серверов и центров обработки данных для разработки и использования ИИ;
2) непосредственное влияние конкретных приложений ИИ на выбросы парниковых газов в различных сферах повседневной жизни и экономики;
3) воздействие ИИ на системном уровне через структурные изменения, например, за счет увеличения спроса на определенные продукты и услуги, появления новых доминирующих поставщиков на отдельных рынках и изменения образа жизни.
Системное воздействие приложений ИИ может быть как благоприятным, так и неблагоприятным для климата. Например, с помощью таких приложений можно проектировать здания более безвредным способом для окружающей среды, также можно ускорять разработку аккумуляторов нового поколения или экологически чистых материалов, контролировать сохранение лесов и береговых линий, а также получать более прозрачную информацию о корпоративных климатических рисках.
Кстати, многие из современных исследований на тему изменения климата были бы невозможны без участия ИИ. Ученые говорят о том, что в будущем хорошо бы оценивать, как меняется динамика выбросов парниковых газов отдельными сервисами искусственного интеллекта, и какие меры в связи с этим применяют компании и конкретные правительства.