На днях в Мурманском морском торговом порту (ММТП) завершился второй этап создания уникального сооружения, призванного принципиально снизить потенциальную угрозу распространения взвешенных веществ при работе с навалочными грузами. Речь идет о пылеветрозащитном экране высотой в 20 метров. Заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ Александр Закондырин считает, что экран и другие экотехнологии, применяемые в порту, существенно уменьшили влияние деятельности ММПТ на экологию города и что другим российским портам есть что перенять.
“Особенность Мурманского порта в том, что он был построен до того, как появился город. Понятно, что людей больше всего волновала именно ситуация с наличием угольной пыли, особенно на жилой территории, прилегающей к портовой. Это можно было увидеть — снег был не белый, а серого, а иногда и черного цвета. Сейчас этого меньше,” — считает эксперт. —
“Я могу сказать, что Мурманский порт — это очень динамично развивающееся, экологически-ответственное предприятие, которое осуществило основную часть своей модернизации и экологизации. Объем негативного воздействия на окружающую среду резко снижен. Я не говорю, что он равен нулю. При любой хозяйственной деятельности он не может быть равен нулю, но 90% пыли, которая могла появляться в городе, оседает на территории площадки, огороженной защитным экраном."
"Он сделан по европейским, по международным лекалам..."
Александр Закондырин отметил насколько серьезную работу проделал ММПТ:
“В Мурманском торговом порту, после того, как он вошел в группу СУЭК в 2012 году, была принята большая программа по модернизации и экологизации собственной деятельности. Сделано достаточно много. Это и экран защитный от ветра и от шума, это 14 стационарных и 3 передвижных пушки для орошения территории. Это и инновация, которой практически нет больше ни в одном порту, осуществляющем перегрузку угля в России, — это так называемая экологическая диспетчерская, которая реагирует на появление угольной пыли в том или ином месте и которая в будущем будет полностью автоматизирована. С точки зрения инноваций, с точки зрения технологического оснащения, Мурманский порт — это современный порт, который ничем не уступает портам в Роттердаме или в Копенгагене. Он сделан по европейским, по международным лекалам, с применением лучших практик, не только российских, но и международных.”
Однако угольная пыль от морского торгового порта — не единственная экопроблема города, подчеркнул Александр Закондырин.
“У нас есть проблема отопления в Мурманске. Сейчас в городе работает около 128 мазутных котельных. Есть предложения перейти на уголь. Невозможно полностью отделить, где проблема возникает от работы котельных — выбросы в результате сжигания, а где проблема создается перегрузкой угля в порту. Цвет снега может зависеть не только от угольной пыли.”
"Есть смысл изучать, где-то тиражировать..."
По мнению эксперта, другим портам со схожими проблемами и задачами стоит присмотреться к решениям Мурманского торгового порта и взять некоторые на вооружение, особенно, умную диспетчерскую.
“Я думаю, что многие практики по внедрению наилучших доступных технологий, которые есть в ММПТ, можно внедрять и в других портах. Есть смысл изучать, где-то тиражировать, по крайней мере, например, на Дальнем Востоке. Умная экологическая диспетчерская, которая есть в Мурманском порту, — это очень хороший механизм. Коллегам надо его перенимать, чтобы у них была система онлайн-мониторинга и реагирования. Диспетчерская не просто фиксирует проблему, — превышение ПДК по пыли, — но еще и запускает автоматические процессы. Сразу на место едет мобильная пушка, начинает дополнительное орошение, или останавливается перегрузка угля. В смысле управления процессом — это инновационный подход”.
"...правильно было бы реализовать проект частно-государственного партнерства..."
В том, что касается дальнейшей экологической деятельности ММПТ, Александр Закондырин видит потенциал в совместных с государством проектах по проблемам, напрямую не связанным с работой порта, но таким, для решения которых очень пригодился бы технологический опыт предприятия.
“В Мурманске есть проблема с очистными сооружениями. Они существуют только локально, в северной части города, и они достаточно старые и нуждаются в модернизации; а в южной части города их не существует в принципе. Есть девять труб, которые сливают канализационные стоки непосредственно в Кольский залив. Мурманский торговый порт буквально два года назад построил свои очистные сооружения. Однако это было сделано локально, для себя, а не для всего города. В рамках экологизации, в рамках внедрения наилучших доступных технологий, правильно было бы реализовать проект частно-государственного партнерства, который позволил бы решить инфраструктурные задачи города, например, строительство нормальных очистных сооружений. Скорее всего, должна была бы быть концессия с одним из крупных, градообразующих предприятий, чтобы удалось очистить акваторию Кольского залива.”