«Экология России» писала о том, что на 48-сессии Совета ООН 8 октября 2021 года по правам человека (СПЧ ООН) проходило голосование за резолюцию «Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду». Её поддержали 43 государства. Россия вместе с Индией, Китаем и Японией воздержалась от голосования.
Решение назвали исторической победой в сохранении природы и важным шагом вперед в развитии здорового общества. Однако, ни опрошенные редакцией «Экологии России» политологи, ни наши журналисты в общедоступных источниках не смогли найти объяснение позиции нашей страны в этом вопросе. Мы отправили запрос в российский МИД и 29 октября, наконец, получили официальный ответ, который без купюр публикуем ниже.
«Российская Федерация уделяет существенное внимание вопросам сохранения окружающей среды и изменения климата, а также их влияния на жизнедеятельность человека, включая его права и свободы. Активно участвует в обсуждении данной проблематики и на международной арене, выступая за повышение эффективности действующих международно-правовых механизмов в природоохранной сфере. Немало усилий наша страна прилагает к снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, исходя, безусловно, из национальных условий социально-экономического развития.
В отношении резолюции 48/12 Совета ООН по правам человека (СПЧ) «Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду» хотели бы отметить, что основной целью данной инициативы было создание новой специальной категории прав человека – «права на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду».
«При этом от формулирования содержания и предметного наполнения такого нового права авторы инициативы намеренно отказались. Более того, решение о необходимости учреждения такой новой правовой категории было принято без должного межгосударственного обсуждения, по сути, в уведомительном порядке и на непрофильной международной площадке, а именно Совете ООН по правам человека».
Департамент информации и печати МИД России
«На сегодня ни природоохранные соглашения, ни конвенции в области защиты прав человека не раскрывают таких понятий, как «здоровая окружающая среда», «чистая окружающая среда», «устойчивая окружающая среда». Поскольку указанные дефиниции относятся к сфере международного экологического права, логично, чтобы дальнейшее развитие они получили в рамках данной отрасли, т.е. соответствующая работа должна вестись по линии компетентных международных структур с использованием потенциала экспертов именно в этой области.
Руководствуясь вышеизложенной позицией, российская сторона участвовала в переговорном процессе по тексту проекта упомянутой резолюции СПЧ. Тем не менее, основанные на существующем международном праве аргументы Российской Федерации не были приняты во внимание авторами инициативы, не оставив нам иного выхода, как запросить голосование по данному документу и воздержаться при его принятии. Аналогичную позицию заняли еще четыре государства-члена СПЧ, разделяющие озабоченности российской стороны.
В этом контексте вновь хотели бы подчеркнуть, что позиция Российской Федерации при голосовании по данному конкретному документу СПЧ не ставит под сомнение важное значение, которое имеет для нас природоохранная проблематика. Наша страна продолжит последовательно выступать за повышение эффективности действующих международно-правовых механизмов в природоохранной сфере и уделять этим вопросам приоритетное внимание», – говорится в ответе Департамента информации и печати МИД России.