Экология В мире

Конфликт вокруг шахты «Туров» вскрывает проблемы внутри ЕС

Отказ от двигателей внутреннего сгорания больная тема многих жителей России. Прогрессивный мир активно продвигает идею «зелёной» экономики.

С конца прошлого века ведущие страны договариваются и утверждают планы по устойчивому развитию. Любая острая тема — повод для спекуляции и саморекламы, чем пользуются политики одновременно дискредитируя хорошие идеи. Увы, проблема политического популизма не обошла стороной и устойчивое развитие.

Переориентация экономики — сложная задача. Все процессы связаны между собой, как звенья цепи. Убираешь одно звено — цепь рушится. Двигатели внутренного сгорания — звено такой цепи. Они пользуются стабильным спросом не только у рядовых потребителей в виде личных автомобилей, но и у промышленности, бизнеса.

Не смотря на то, что промышленные и торговые корпорации официально поддерживают экологические инициативы, издержки, которые они понесут при отказе от ДВС к 2035 году они несомненно переложат на потребителей.

Вокруг пламенных моторов построена целая индустрия. Это по прежнему самый дешёвый способ доставки грузов. Они изучены, ремонтопригодны, прогнозируемы и имеют самый большой запас хода. Резкое изъятие их из оборота вызовет реакцию, за которую мы будем платить.

Россия, как и все цивилизованные страны поддерживает устойчивое развитие и заботится об экологии. Но в нашей стране существует ряд проблем, которые оставляют открытым вопрос, как мы будет встраиваться в новое мироустройство. Европа, несомненно, может отказаться от ДВС. У них есть деньги, ресурсы и условия для создания инфраструктуры.

Мы же оказываемся в ловушке. Стремясь стать лидирующей мировой державой, ответственно относящейся к чистоте своего дома  сталкиваемся с инфроструктурными вызовами: гигантские территории, суровый климат, низкая численность и плотность заселения вызывают вопросы к европейскому пути.

Эти тезисы справедливы и для энергоресурсов. Безопасность нашей Федерации гарантируют колоссальные ресурсы и огромные пространства. Плюс РФ не собирается отказываться от ядерной энергетики. Государство и атомщики уверены в безопасности мирного атома и ведут успешные разработки в этой области.

Наши соседи – Польша и Чехия, в свою очередь, хоть и обладают значительно меньшей территорией не имеют достаточного экономического потенциала для реализации текущих планрв ЕС в области устойвивого развития.

Отказ от «грязной» промышленности, угольных электростанций, сведёт на нет их экономический рост и поставит в опасное и зависимое положение. Эти факторы вызывают нервозность и напряжённость в этих странах и приводят к порождают, такие конфликты, как ситуация вокруг шахты «Туров». 

В феврале 2021 года Чехия обвинила Польшу в нарушении требований по охране окружающей среды при расширении угольной шахты«Туров», расположенной в городе Богатыне (юго-запад Польши на границу с Чехией). Из-за чего в приграничных районах Чехии резко уменьшился уровень подземных вод.  

Прага направила иск в суд Европейского союза выиграла дело. 21 мая суд ЕС удовлетворил иск Чехии, обязав Польшу приостановить добычу угля на шахте до тех пор, пока вопрос не будет решен по существу. Однако Варшава проигнорировала это решение и продолжили добычу. 

При этом Прага, участвуя в экологическом скандале в качестве потерпевшей стороны выступили резко против политики отмены ДВС в 2035 году. Чехия требует пересмотреть планы Евросоюза. Автомобильная промышленность – один из главных драйверов чешской экономики. 

Эти конфликты показывают противоречия внутри Европейского Союза и говорят и вскрывают ряд нерешённых экологических проблем, решение которых европейцам придётся искать в ближайшие годы. «Экология России» узнала у эксперта какое сопротивление встречают инициативы устойчивого развития в ЕС. 

Олег Каленов, доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова:

«Конфликт Чехии и Польши лишь подтверждает тот факт, что не вся Европа готова к переходу на „зелёную“ энергетику. Приоритетом для стран Евросоюза в настоящее время является отказ от „грязного“ топлива. Однако большинство теплоэлектростанций и котельных пока ещё только переходят на газовое топливо, отказываясь от наиболее опасных для атмосферы угля и мазута. А это требует серьезных изменений инфраструктуры и, соответственно, больших затрат. 

Так, комплекс „Туров“, в основе которого лежит как раз угольная промышленность, поставляет порядка 7% электроэнергии для страны и является важнейшим элементом энергосистемы Польши. Уголь по-прежнему является основным источником энергии в этой стране. Неравномерное развитие Европы способствует тому, что подобная ситуация наблюдается не только в Польше, но и в других европейских государствах», — сообщил Каленов.

Что касается автомобилей с ДВС эксперт наблюдает за ситуацией и отмечает, что не смотря на все заявления спрос на нефть и нефтепродукты растёт, каки автомобили на горючем топливе. А планы по отказу от таких двигателей к 2035 году пока лишь планы, там остаются возможности для переноса сроков. 

«Если же говорить о полном отказе от двигателей внутреннего сгорания — это всё-таки пока долгосрочная перспектива, которая вряд ли серьезно может отразиться на российской экономике. Спрос на нефть и нефтепродукты растет. Крупнейшие европейские автопроизводители заявляют сроки не раньше середины 2030-х годов, и это может еще сдвигаться. Пока же автомобили с ДВС остаются востребованными, тем более с учетом отсутствия широко распространенной инфраструктуры для электрокаров».

Ранее мы рассказывали о том, что суд Европейского Союза приговорил Польшу к ежедневному штрафу в 500 000 евро за каждый день до момента остановки угольной шахты «Туров». В свою очередь Чехия, конфликт с которой возник у Польши из-за угольной шахты категорически против запрета автомобилей с ДВС к 2035 году, поскольку такой шаг больно ударит по Чешской автомобильной промышленности.

Фото: Hands off my tags! Michael Gaida с сайта Pixabay


Еще по теме