Экология

Коффердамы помогут утилизировать оставшиеся почти 4000 тонны мазута в Черном море

Сегодня вице-премьер Виталий Савельев назвал итоговый вариант утилизации мазута из затонувших фрагментов танкера Волгонефть-239» и танкера «Волгонефть-212»

Коффердамы помогут утилизировать оставшиеся почти 4000 тонны мазута в Черном море
Один из примеров коффердама

«В дальнейшем мазут из танкеров будет откачан через технологические люки в коффердамах, а сами коффердамы утилизированы вместе с затонувшими частями судов. Реализация этого проекта не будет препятствовать судоходству и позволит выдержать штормовые явления в море», – сказал Виталий Савельев.

Чаще всего мы встречаем конструкцию коффердама в стоматологическом кабинете. Это специальная латексная завеса, предназначенная для изоляции зуба, она защищает его от попадания слюны и бактерий. В условиях работ на морском дне – принцип такой же. Это сооружение, отводящее воду. Есть традиционные коффердамы, они заполняются бетоном или камнем, чтобы ограничить близлежащую воду или течение реки. Есть также надувные, они используют водяные насосы, чтобы создавать временную плотину.

Вокруг затонувших судов поставят коффердамы в виде металлических блоков, которые позволят изолировать находящиеся на танкерах 3919 тонн мазута и не допустить разлива в акватории Чёрного моря. Как сказал Савельев, при выборе конечного варианта руководствовались главным образом вопросами обеспечения экологической безопасности в районе ЧС.

По сообщениям пресс-службы Минтранса, утилизация будет проведена в четыре этапа. На первом этапе с фрагментов танкеров срежут выступающие элементы конструкций и поднимут их на поверхность. На втором этапе специалисты обеспечат временную локализацию фрагментов танкеров на дне Керченского пролива. Для этого их оградят защитными коффердамами на глубине до 20 метров. Всего таких конструкций будет три — по одной на фрагмент. Каждая весит более 1,5 тыс. тонн. На третьем этапе будет проведена полная откачка мазута из фрагментов под куполами (различные варианты этого процесса сейчас обсуждаются экспертным сообществом). После того, как мазут откачают, начнется четвертый этап операции — подъем фрагментов танкеров и самих коффердамов. Полностью танкеры планируется удалить в 2026 году.

Крушение танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», перевозивших около 9,2 тыс. тонн мазута, произошло утром 15 декабря 2024 года в районе Керченского пролива во время шторма. В море попало около 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов, из трещины в корме одного из танкеров в январе произошел новый выброс мазута. В начале марта демонтаж кормы «Волгонефти-239» у мыса Панагия был завершен.

Еще по теме