Экология

Как и за сколько дней ликвидировали разлив мазута в Сингапуре

«Экология России» собрала хронологию ликвидации экологической катастрофы, схожей по своему характеру с нашей в Керченском проливе

Как и за сколько дней ликвидировали разлив мазута в Сингапуре
Мешки с собранным мазутом в парке Восточного побережья 16 июня 2024 года, через два дня после разлива нефти на терминале Пасир-Панджанг
Фото: CNA/Davina Tham

Сразу скажем, что в воды Сингапура вылилось  более 400 тонн мазута, а в воды Черного моря, по последним сообщениям Минтранса РФ — около 2,4 тысячи тонн, то есть в 6 раз больше. В общем, характер схож, но объемы разные. Но, тем не менее, что важно знать о подходе.

Первые сутки разлива нефти                 

В пятницу 14 июня 2024 года в 14.18 произошла авария с участием двух судов. Около 400 тонн топлива вылилось в море.

В 14.33, то есть через 15 минут на месте аварии оказывается патрульный корабль и уже распыляет диспергенты на разлив.  В течение нескольких часов подтягиваются ещё  11 судов. Они распыляют диспергенты и мониторят нефтяные пятна.

В 21.41 прибывает подрядчик по установке бонов и работает всю ночь.

В субботу 15 июня в 5.15 утра завершено развертывание 200 метров боновых заграждений, то есть через 15 часов после аварии боны уже стояли.

К 18 июня, то есть через 4 дня их протяженность составляла уже 1500 метров. В следующие дни установили еще 1600 метров заграждений.

Вся операция ликвидации разлива включает три фазы очистки

1. Аварийный или чрезвычайный этап по локализации разлива. На этом этапе проводится очистка моря и пляжей от крупных нефтяных пятен,  вывоз пропитанного нефтью песка.

2. Проектный этап. Здесь основное внимание уделяется более сложной очистке остатков нефти, скопившихся в таких зонах, как прибрежные объекты, водная инфраструктура и такие труднодоступные места, как расщелины и скалистые берега.  

3. Этап полировки. Он включает в себя сбор смоляных шариков или небольших капель коагулированной нефти размером с ноготь, а также мониторинг качества воды. Власти привлекают волонтеров только на этом этапе! Национальные агентства по охране окружающей среды (NEA), Совет национальных парков (NParks) заявили, что волонтеры не будут привлекаться к очистке береговой линии в целях безопасности. Волонтеры были направлены для мониторинга ситуации в парке West Coast Park с целью раннего оповещения, а также были задействованы для патрулирования пляжных зон.

Оборудование, которое было использовано

Боны сдерживания — это плавучие устройства, которые создают барьер для улавливания нефти. После того, как нефть локализована, нефтесборщики помогают собрать ее с поверхности воды.

Система Current Buster — состоит из плавающего барьера, установленного на поверхности для сбора загрязненной морской воды и отфильтровывания нефти через насос. За один раз можно собрать до 50 кубометров нефти.

Дроны, которые могут подниматься на высоту до 60 м над уровнем моря, с аккумулятором, работающим 25 минут каждый, используются для направления систем Current Buster на пострадавшие районы. Дроны могут делать более четкие снимки поверхности воды с воздуха. Они справляются с этой задачей лучше, поскольку при наблюдении с судна на поверхности воды много отражений.

Пожарное судно быстрого реагирования, используемое для тушения пожаров, для поддержки операции по очистке каменных насыпей.

Уже через 10 дней после аварии 24 июня министр Национального развития Десмонд Ли заявил, что правительственные учреждения и общественность разрабатывают план действий по защите и восстановлению прибрежных местообитаний от последствий разлива нефти. Предложения о том, как может выглядеть этот план, включают в себя усиление процессов спасения и восстановления диких животных, а также проведение научных исследований для изучения долгосрочного воздействия разливов нефти на биоразнообразие.

Три недели спустя местные депутаты анализировали последствия разлива и эффективность принятых мер

Уже 2 июля руководители правительства, руководящие ликвидацией последствий разлива на терминале Пасир-Панджанг, выступили с заявлениями. В них говорилось, что власти и их подрядчики следовали международной отраслевой практике для сдерживания разлива.

Во-первых, для разложения разлитой нефти был распылен диспергент, что позволило подготовить почву для проведения работ по очистке. Затем вокруг поврежденного судна были установлены боны. Методы, используемые при реагировании на разлив нефти, разрабатывались экспертами на протяжении многих лет, и «именно так это делается на международном уровне, не только в Сингапуре, но и в других частях света», сказали докладчики.

Какое же средство является наиболее эффективным против крупных нефтяных пятен? Скиммеры, которые поднимают нефть с поверхности воды в резервуары для хранения. Перед Морским и портовым управлением Сингапура и его подрядчиками стояла задача найти эти участки, что затруднялось плохой видимостью и наступлением темноты. Поэтому скиммеры приступили к работе только на следующее утро после разлива.

Имеет ли экономический смысл иметь собственные мощности по локализации разливов нефти или привлекать подрядчиков? На этот вопрос также отвечали эксперты и чиновники. У Морского портового управления Сингапура есть такие суда, но, учитывая характер разливов, страна предлагает бороться с ними двумя способами: развивать «доброе сотрудничество» с соседними странами для обеспечения скоординированного реагирования во время разливов; а также постоянное сотрудничество с подрядчиками, являющимися экспертами в различных областях, включая установку бонов и сбор нефти.

Одним из ключевых выводов дебатов стало то, что для сдерживания разлива нефти нужны все силы. Власти не могут справиться с этим в одиночку.

Самый большой разлив нефти в Сингапуре произошел в 1997 году, когда два танкера столкнулись примерно в 5 км к югу от границы порта Сингапур. Было разлито около 28 000 тонн нефти — в 70 раз больше, чем в инциденте 14 июня 2024 года. 

 В январе 2025 года мы вспомнили об этом ЧП в Сингапуре, потому что уже две недели не прекращаются работы по очистке черноморских берегов.
В районе Керченского пролива 15 декабря во время шторма потерпели крушение два танкера «Волгонефть», были эвакуированы 27 моряков, один из них погиб. По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тысячи тонн мазута. Президент России Владимир Путин сообщил, что в море вытекло около 40% топлива.


Еще по теме