Экология

Экосистемы получили «контрольный выстрел» спустя 15 лет

Координационный штаб Всероссийского общества охраны природы по ликвидации нефтеразливов в Краснодарском крае сравнивает ущерб экологических катастроф и дает рекомендации для минимизации ЧС

Экосистемы получили «контрольный выстрел» спустя 15 лет
Фото: НЭС ВООП

Оценки количества вылившегося в 2024 г. мазута уже превышают масштабы аварии 2007 г., когда в морскую акваторию попало более 1600 т. мазута. Об этом сообщает Координационный штаб Всероссийского общества охраны природы по ликвидации нефтеразливов в Краснодарском крае.

Прогнозируется, что в расчетах по наихудшему сценарию по двум танкерам масса вылившегося мазута может превысить 8000 тонн при несвоевременной и неэффективной его откачке.

Финансовый ущерб событий ноября 2007 – 2008 гг. по оценке Минприроды составил 6.5 млрд руб., другие оценки превосходят уровень ущерба в 23 млрд руб. – и это в ценах того времени.

Ущерб экосистемам был нанесён огромный. Только на их восстановление экосистемы ушло 15 лет. То есть именно сейчас, когда экосистемы как будто должны были восстановиться, они получили «контрольный выстрел», по силе много превосходящий первоначальный взрыв.

По мнению Научно-экспертного совета ВООП, для минимизации последствий ЧС следует предпринять следующие действия.

На суше необходимо:

- для снижения рисков повторных загрязнений береговой линии активно применять боновые и сорбирующие устройства, не позволяющие достигнуть пятнам мазута береговой линии;

- незамедлительно отказаться от подхода к ликвидации экологических последствий и утилизации отходов как «строительного мусора»;

- с учетом текущих оценок уже фактически выброшенного на берег мазута и опыта повторных выбросов после аварии 2007 г. следует повысить объемы подлежащего обезвреживанию нефтезагрязненного грунта и замазученных водорослей до 500 тыс. т (и могут быть превышены);

- при выборе приоритетных технологий обезвреживания и утилизации нефтесодержащих отходов (далее – НСО) необходимо фокусировать внимание на технологиях, позволяющих осуществлять детоксикацию нефтезагрязненного песка и возвращать его или грунтовые смеси на приоритетные места для размещения;

- при выборе приоритетных технологий обращения с НСО необходимо учитывать, что в результате использования любой технологии, прошедшей Государственную экологическую экспертизу (далее – ГЭЭ), образуются вторичные ресурсы или отходы с определёнными характеристиками, зачастую имеющие ограничения в использовании в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах;

- при выборе приоритетных технологий обращения с НСО необходимо производить экспертную оценку возможности использования предлагаемых технических решений с учетом оценки их реализуемости в условиях насыщенности очищаемых объектов морской водой;

- весь объем собранных НСО после утилизации должен быть возвращен в хозяйственный оборот (как минимум – в формате грунтовых смесей для земляных и рекультивационных работ) с использование в хозяйственной деятельности;

- временные площадки для хранения, обезвреживания и утилизации НСО (далее – специальные площадки) оперативно подбирать и готовить с учетом обновленного прогноза их количества;

- своевременно обеспечить изоляцию поверхностей выбранных и оборудуемых специальных площадок бесшовным напыляемым гидроизоляционным покрытием и бентонитовыми матами;

- использовать активируемые сорбенты (природные минералы), которые нашли применение при ликвидации последствий крушения судов в Керченском проливе в 2007 году (детоксикация нефтепродуктов, осевших на дно, донных отложений от различных загрязнений; экологическая реабилитация территории (рекультивация почв и очистка водоемов); очистка территорий, поросших растительностью, в т.ч. заболоченных, сбор отработанных сорбентов и материалов с которых после локализации затруднен или невозможен; обезвреживание и утилизация нефтесодержащих и других опасных отходов);

- для восстановления пляжей использовать технологии отмывки песка с использованием биоразлагаемых поверхностно-активных веществ, работающих в морской воде;

- для восстановления галечных пляжей и скалистых поверхностей береговой линии применять их очистку с использованием современных биоразлагаемых физико-химических средств;

- особое внимание должно быть уделено технологиям очистки образующихся при отмывке нефтесодержащих вод.

По мерам на море (поверхность, толща, придонный слой) детальные оценки и предложения будут даны позднее.

Привлекаемые для ликвидации последствий разливов силы ФГБУ «Морспасслужба» и МЧС России имеют соответствующие планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с положительными заключениями ГЭЭ. Но уже сегодня нужно отметить, что для ликвидации разливов необходимо активно использовать адаптированные физико-химические средства с учетом их применения в условиях ЧС и ликвидации их экологических последствий.

И на суше, и на море необходимо исходить из практической потребности в привлечении волонтеров и специалистов со всей страны на постоянной сменной основе (вахтовым методом) как минимум до декабря 2025 г. При этом работы волонтеров должны быть четко организованы, чтобы не допустить рисков вторичных загрязнений. Кроме этого, должны быть установлены четкие критерии оценки выполняемых природовосстановительных работ и обеспечены меры их финансовой поддержки.


Еще по теме