Вода

«Кладбище» затонувших кораблей в Кольском заливе предлагают включить в нацпроект «Экология»

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис предложил включить в национальный проект «Экология» мероприятия по очистке Кольского залива от затонувших судов, сообщает пресс-служба правительства региона. Заявление было сделано на заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы», в ходе которого обсуждалось внесение изменений в нацпроект. 

Как сообщил губернатор, на дне Кольского залива находится более ста судов, при этом часть из них с топливом. «Для нас принципиально важно в рамках сохранения экологии в Арктике и ликвидации накопленного ущерба очистить дно Кольского залива от затонувших судов <...> Мы считаем правильным, учитывая высокий риск нанесения вреда экологии и стратегическую важность региона, чтобы решение этого вопроса могло попасть в новый нацпроект», – подчеркнул Андрей Чибис.

Эта ситуация уже давно беспокоит власти региона, и не только в связи с существованием экологической угрозы. Обилие покоящихся на дне затонувших судов опасно также для кораблей, которые бороздят акваторию залива круглый год. Дело в том, что этот водный объект уникален. Это единственный незамерзающий залив на севере России – всё благодаря теплому течению Гольфстрим. На его берегах расположены Мурманск с рыбным и торговым портом, главная база Северного флота Североморск и другие базы ВМФ, а также судоремонтные заводы Минобороны. Кольский залив играет важную роль с точки зрения развития Мурманского транспортного узла, а также развития Северного морского пути и других арктических проектов. 

Проект по очистке Кольского залива от затонувших судов начали разрабатывать еще в 2016 году. Тогда для реализации пилотного этапа из федерального бюджета было выделено около 50 млн рублей. Четыре года назад Минприроды области и Федеральный экологический оператор (в прошлом РосРАО) провели обследование акватории и составили реестр обнаруженных в водоёме объектов. В список вошли суда и части судов, а также такие сооружения, как понтоны и причалы. По данным анализа 2016 года, общая площадь «кладбища» кораблей и гидротехнических сооружений составляет более 3 тыс. га. 

Летом 2017 года в рамках пилотной стадии проекта из залива изъяли две затонувшие металлоконструкции общей массой около 50 тонн. Однако остальные объекты все еще находятся на дне водоема. В том числе и такой особо опасный, как судно «Териберка», которое затонуло в 1993 году с десятками тонн топлива на борту. Как пару лет назад сообщил «Интерфаксу» представитель ФЭО, на подъем только этого объекта необходимо примерно 150 млн рублей.


Фото (с) Signature/iStock

Еще по теме