Правительство РФ утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Это уникальный документ, подготовленный Росатомом, с учетом предложений более 25 организаций и ведомств, включая Минприроды. В плане прописан большой спектр мероприятий, которые должны в ближайшие 15 лет помочь достичь таких амбициозных целей, как увеличение грузооборота СМП в восемь раз и создание в Арктической зоне крупной международной транзитной артерии. Однако помимо этих масштабных задач, есть еще и задача сохранить уникальную природу региона.
Самое важное для экологии Арктики предложение Минприроды РФ касается создания инфраструктуры для бункеровки – заправки – морских судов сжиженным природным газом (СПГ) и метанолом, а также определения потребности в переоборудовании отечественного флота на СПГ. Что это означает?
СПГ и метанол – это более экологичные альтернативы таким традиционным видам судового топлива, как СМТ и мазут. Например, использование СПГ позволяет снизить токсичные выбросы оксида серы почти на 100%. Это особенно актуально в свете новых требований Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO). Для сокращения вредных выбросов с 1 января 2020 года вступят в силу ограничения по использованию тех видов судового топлива, содержание серы в которых превышает 0,5% (сейчас допустимо 3,5%). СПГ в этой связи рассматривается многими экспертами, как наилучшая альтернатива тому же мазуту. Метанол также считается перспективным судовым топливом, но он опасней в использовании.
"Сжиженный природный газ – это экологичное топливо, его широкое использование позволит не только развивать экономическую деятельность в Арктике, но и сделать арктические проекты, перевозки по Севморпути более безопасными с точки зрения охраны окружающей среды", – отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Использование СПГ, однако, тоже не без сложностей. Одна из проблем – это отсутствие готовой инфраструктуры для заправки судов этим видом топлива. Переоборудование инфраструктуры Северного морского пути на применение СПГ является инновационным, капиталоемким и долгосрочным инвестиционным проектом. Для этого требуется консолидация усилий власти и бизнеса по строительству терминалов и вспомогательного флота, а также формированию законодательной и разрешительной базы для осуществления СПГ-бункеровок.
Процесс заправки судна СПГ чем-то схож с процессом заправки жидким нефтяным топливом. Однако при наличии схожих черт, процедуры все же разные. Бункеровка СПГ требует особого подхода, в частности к мерам пожарной безопасности, к квалификации членов команды, к подготовке и контроля качества топлива, к предотвращению разливов, и т.д.
Помимо предложения по созданию инфраструктуры для бункеровки СПГ, в соответствии с планом развития СМП Минприроды также подготовит предложения по использованию наилучших доступных технологий. Кроме этого, от министерства поступят предложения по развитию комплексного мониторинга литосферы, криосферы, гидросферы и атмосферы в арктической зоне РФ и в акватории СМП. Как пояснил Мурад Керимов, речь идет о развитии гидрометеорологических исследований. Совершенствование прогнозов погоды и климата необходимо не только для обеспечения безопасного судоходства на Северном морском пути, но и для обеспечения бесперебойного грузооборота.
Стратегическое значение северного морского пути для России, как уникальной транспортной системы, огромно. СМП представляет собой кратчайшую трассу между Дальним Востоком и Европейской частью страны. Путь проходит вдоль побережья Сибири, объединяет порты Дальнего Востока с устьями северных рек, соединяет все пункты в одну судоходную транспортную магистраль. СМП является основной транспортной артерией, обеспечивающей безопасность экономики страны, геополитические интересы РФ, промышленное освоение Арктики и международную торговлю.
Мне очень нравится жить рядом с медведями. Кордон Травяной можно сравнить со стеклянной банкой, стоящей на полке в мире медведей, откуда очень удобно за ними наблюдать! Я вижу этих могучих животных немного иначе, чем большинство людей. Медведи способны думать, принимать решения, разговаривать, обижаться, ревновать, хитрить, обманывать, принимать в семью чужих медвежат и еще много чего.
Еще в детстве меня увлекали сюжеты приключенческих книг и фильмов. Было что-то особенно притягательное в этих историях о заброшенных поселениях и таинственных археологических артефактах. Поэтому важной особенностью фотопроектов стала съемка в труднодоступных регионах мира. Мне представилась возможность уже не в книгах, а вживую побывать в различных экзотических регионах планеты и вплотную познакомиться с незнакомой и удивительной природой этих мест.
Артисты балета понимали, куда они едут. Но на месте у них был шок от увиденного. Тем не менее, никто не отказался от участия в съемках. В процессе танцоры так увлекались, что их было не остановить. Основную цель мы выполнили – приковали внимание людей к мусорной проблеме.
Выхухоль – эндемик России. Эндемик – означает «живет только у нас и больше нигде». Вообще раньше считалось, что выхухоль – эндемик СССР, поскольку имелись небольшие очаги ее обитания в Казахстане и на Украине. Но сейчас никто не знает, остались они там или нет. В последние годы численность выхухоли стабилизировалась, но остается на очень низком уровне. Сейчас в стране где-то тысяч десять зверьков.
Дизайнеры думают, как создать экологичную сверхбыструю одежду. Например, пошел в ночной клуб: нарядился, потанцевал, вышел, выбросил. Дизайнеры экспериментируют с такими изделиями, создавая их из биоразлагаемых материалов. Самая экологичная одежда – это виртуальная одежда, которая становится сейчас очень популярной и ее рынок будет расти.
Акулы – никакие не монстры. У людей просто склонность их демонизировать. Это и преувеличения о количестве жертв акул где-нибудь в Шарм-эль-Шейхе, и рыбацкие байки, и заявления, что раны от акул не лечатся. В результате обыватель, действительно, верит в том, что это чудовище и машина для убийства. При этом люди восхищаются столь же, а то и более опасными животными, например, тиграми.
Антарктида встречает айсбергами нереальных размеров и ветром сумасшедшей скорости. Плотный поток ледяного воздуха безжалостно хлещет. Это не просто порывы до 20-40 метров в секунду, а непрерывный ветер, сметающий все на пути.
«Большая Саянская тропа» – это, возможно, дело всей моей жизни. Эта тропа может стать одной из крупных, имеющих общенациональную известность экологических троп, таких как «Большая Байкальская» или «Большая Севастопольская». Общая сумма, которую мы заложили на нее, – около 81 млн. Сумма большая, но нужно понимать, что и протяженность тропы большая сложная в конструктивном плане, одна из наиболее крупных в стране.
Я пел белухам под водой, чтобы они ко мне подошли поближе. Однажды мы общались с кашалотом на тему загрязнения пластиком океанов (кит реально приносил мне пластиковые пакеты, как будто просил избавить от них, забрать их на сушу). За каждой фотографией стоит какая-то удивительная встреча с китами.
Если раньше все скалы были расписаны в стиле «Здесь был Вася», то сейчас надписей с каждым годом становится меньше. Плюс ко всему мы сделали несколько специальных стендов, так их и озаглавили: «Здесь был Вася». Каждый желающий, чтобы не расписывать скалы, может оставить автограф на стендах.
«Коронавирусный» 2020 год показал, насколько ценен для людей внутренний туризм. Погулять в лесу, подышать воздухом, послушать птиц, у костра посидеть. Это не тяжелый, не насыщенный туризм, это «туризм выходного дня». У нас в стране внутренний туризм вообще пока на зачаточном уровне, но пандемия, надо сказать, его подтолкнула.
Мы входим в список ООПТ, расположенных за полярным кругом. А это означает и потрясающие полярные сияния, и полярную ночь, и незаходящее солнце летом.
Как ни парадоксально это звучит, именно для нашего заповедника пандемия сыграла даже положительную роль. Если раньше люди привычно ездили за границу или в какие-то традиционные туристические места, то в 2020 году обнаружили привлекательные и еще не изученные природные жемчужины Самарской области.
Наше учреждение я иногда в шутку называю «гремучей смесью», как, собственно, можно назвать и любую федеральную ООПТ. Ведь здесь сразу несколько направлений работы: и охрана, и экопросвещение, и наука, и туризм.
Если уж человек доехал до «Русской Арктики», то он экологически сознателен и мотивирован на сохранение арктической природы. Маньяков, мечтающих пострелять по белым медведям, мы у себя не встречали.
Программа сохранения лошади Пржевальского позволила не только сохранить, но и увеличить численность мировой популяции до трех тысяч особей.
Человек, работающий в охране природы, стремится сделать мир лучше. Если сотрудник ООПТ из таких, то и результаты работы будут отличные.
Эковолонтерство для меня – будущее, в котором каждый для сохранения природы будет делать что-то посильное, а все вместе мы сможем добиваться огромных, прорывных результатов. Мы как раз и создали организацию «Делай!», чтобы помогать в этом.
Спасти и восстановить можно любой вид животного, который остается в природе. Но усилия должны быть сосредоточены на сохранении не только отдельных видов, но и всей экосистемы.
Животные гораздо умнее и богаче внутренне, чем мы представляем. Они просто думают иначе, чем люди...
Если все гренландские ледники растают, то уровень Мирового океана поднимется на 7,2 метра. Тогда страдать будут не только животные, но и люди. Уже сейчас нам надо готовиться к десяткам миллионов климатических мигрантов.
Цифровая трансформация – это не просто внедрение технологий. Это последовательная масштабная работа, которая приведет к ускорению и оптимизации всех процессов в отрасли.
Чему нам следует поучиться у ООПТ Танзании? Наверное, во-первых, организации охраны: при каждом нацпарке был целый поселок с рейнджерами, которые охраняли его с автоматами. А во-вторых, возможности реально увидеть животных на маршруте (экологической тропе). Чтобы, как в Африке, они мимо нас бегали, летали, да хоть просто лежали, и не боялись. Чтобы у них был закреплен рефлекс, что человек вот на этой территории не несет опасность. В России тоже есть такие ООПТ, но, к сожалению, их очень мало. А для посетителей большинства ООПТ, чтобы увидеть зверя или птицу, нужно быть реально специалистом или местным сотрудником, который работает на территории не один день. Или же просидеть без движения много часов в так называемых скрадках, чтобы животные потеряли бдительность, и вы смогли их увидеть.
В соцсетях активисты выкладывают свои отзывы и фото, что собранный раздельно мусор попадает в один контейнер и на одну свалку. Здесь важно выстроить полноценную цепочку: раздельный сбор – раздельный вывоз – раздельная переработка – раздельная утилизация
Общественные организации могут помочь в нужную минуту – экспертным мнением, финансами. А в случае несогласия – прямо высказать правду в глаза.
Все мы являемся менеджерами ресурсов. И на всех нас лежит ответственность за воздействие на окружающую среду
СМИ сетевое издание «Экология России» – нацпроектэкология РФ» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 79233 от 25 сентября 2020 г.
По вопросам сотрудничества и рекламы: +7 (915) 379-27-44 (WhatsApp)
Адрес электронной почты редакции: info@ecologyofrussia.ru
16+