Экологичное решение для Севморпути: сжиженный природный газ

Правительство РФ утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года. Это уникальный документ, подготовленный Росатомом, с учетом предложений более 25 организаций и ведомств, включая Минприроды. В плане прописан большой спектр мероприятий, которые должны в ближайшие 15 лет помочь достичь таких амбициозных целей, как увеличение грузооборота СМП в восемь раз и создание в Арктической зоне крупной международной транзитной артерии. Однако помимо этих масштабных задач, есть еще и задача сохранить уникальную природу региона.  Самое важное для экологии Арктики предложение Минприроды РФ касается создания инфраструктуры для бункеровки – заправки – морских судов сжиженным природным газом (СПГ) и метанолом, а также определения потребности в переоборудовании отечественного флота на СПГ. Что это означает? СПГ и метанол – это более экологичные альтернативы таким традиционным видам судового топлива, как СМТ и мазут. Например, использование СПГ позволяет снизить токсичные выбросы оксида серы почти на 100%. Это особенно актуально в свете новых требований Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO). Для сокращения вредных выбросов с 1 января 2020 года вступят в силу ограничения по использованию тех видов судового топлива, содержание серы в которых превышает 0,5% (сейчас допустимо 3,5%). СПГ в этой связи рассматривается многими экспертами, как наилучшая альтернатива тому же мазуту. Метанол также считается перспективным судовым топливом, но он опасней в использовании. "Сжиженный природный газ – это экологичное топливо, его широкое использование позволит не только развивать экономическую деятельность в Арктике, но и сделать арктические проекты, перевозки по Севморпути более безопасными с точки зрения охраны окружающей среды", – отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.  Использование СПГ, однако, тоже не без сложностей. Одна из проблем – это отсутствие готовой инфраструктуры для заправки судов этим видом топлива. Переоборудование инфраструктуры Северного морского пути на применение СПГ является инновационным, капиталоемким и долгосрочным инвестиционным проектом. Для этого требуется консолидация усилий власти и бизнеса по строительству терминалов и вспомогательного флота, а также формированию законодательной и разрешительной базы для осуществления СПГ-бункеровок.  Процесс заправки судна СПГ чем-то схож с процессом заправки жидким нефтяным топливом. Однако при наличии схожих черт, процедуры все же разные. Бункеровка СПГ требует особого подхода, в частности к мерам пожарной безопасности, к квалификации членов команды, к подготовке и контроля качества топлива, к предотвращению разливов, и т.д. Помимо предложения по созданию инфраструктуры для бункеровки СПГ, в соответствии с планом развития СМП Минприроды также подготовит предложения по использованию наилучших доступных технологий. Кроме этого, от министерства поступят предложения по развитию комплексного мониторинга литосферы, криосферы, гидросферы и атмосферы в арктической зоне РФ и в акватории СМП. Как пояснил Мурад Керимов, речь идет о развитии гидрометеорологических исследований. Совершенствование прогнозов погоды и климата необходимо не только для обеспечения безопасного судоходства на Северном морском пути, но и для обеспечения бесперебойного грузооборота.  Стратегическое значение северного морского пути для России, как уникальной транспортной системы, огромно. СМП представляет собой кратчайшую трассу между Дальним Востоком и Европейской частью страны. Путь проходит вдоль побережья Сибири, объединяет порты Дальнего Востока с устьями северных рек, соединяет все пункты в одну судоходную транспортную магистраль. СМП является основной транспортной артерией, обеспечивающей безопасность экономики страны, геополитические интересы РФ, промышленное освоение Арктики и международную торговлю.

Еще по теме