Новости


Вступили в силу изменения, внесенные Минтрансом России в Правила оказания услуг по перевалке грузов в морских портах.

Теперь в правилах подробно расписано понятие «закрытой перевалки угля». Все технологические решения взяты из свежеобновленного справочника наилучших доступных технологий для угольной отрасли. Эксперты утверждают, что соблюдение новых правил позволит добиться значимого сокращения выбросов загрязняющих веществ и минимизации негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

Изменения были внесены в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации от 31 марта 2018 года № Пр-524 о разработке и внедрении комплексных мер, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения Находки.

Председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов РФ Дмитрий Тарасов объяснил, почему порты Дальнего Востока увеличивают перевалку грузов.

 «Еще несколько лет назад мы экспортировали уголь в основном на европейские рынки. Однако обстоятельства последних лет сильно изменили структуру спроса и предложения. Европейцы стали отказываться от угля. В то же время Австралия – основной поставщик угля на азиатских рынках – стала уменьшать объемы экспорта из-за снижения цен. К тому же, российский уголь по качеству лучше австралийского. Из-за этого морские порты Дальнего Востока, в особенности Находка и Восточный, которые раньше практически не занимались углем, резко увеличили объемы перевалки», – рассказал эксперт сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ». 

Стивидорам в такой ситуации пришлось модернизировать портовые мощности и технологии для перевалки угля буквально на ходу. Адаптировались к новым требованиям не сразу и не все.

«Черный снег» – давняя, еще с советских времен беда грузовых морских портов с большими объемами перевалки угля. Угольная пыль разносится ветром из зоны перевалки, оседая на морском дне, а также на улицах, окнах домов и в легких жителей городов, находящихся рядом с портами. И хотя сама по себе пыль не токсична, она сильно ухудшает качество жизни людей и вызывает закономерное недовольство.

Долгое время на постоянное распространение угольной пыли жаловались жители городов Мурманск и Находка. Увеличение объемов перевалки угля вызвало, разумеется, и увеличение числа жалоб в Находке.

Стивидорные компании Мурманского морского торгового порта, а также морских портов г. Находки – Находки и Восточного – и других портов России во исполнение поручения президента активизировали борьбу с угольной пылью. Дмитрий Тарасов рассказывает: «Ассоциация морских торговых портов РФ приняла участие в написании справочника по наилучшим доступным технологиям для перевалки угля. В мире изобретены различные способы предотвращения пыления. Когда мы писали этот справочник, то изучали лучшие мировые практики, ездили по портам разных стран. Я был удивлен, что в Канаде, например, не делают столько для борьбы с пылью, сколько у нас. Например, снеговые пушки – это чисто российское изобретение. Мы прописали в правилах целый ряд передовых технологий; убежден, что когда все это будет реализовано, жалобы жителей на проблемы с угольной пылью сойдут на нет». 

Стивидоры в морских портах г. Находки – Находке и Восточном — а также в Мурманском морском торговом порту и некоторых других портах страны дополнительно приобрели стационарные и мобильные системы пылеподавления, пылеулавливающие устройства, снегогенераторы, системы орошения, специализированную уборочную технику. Места хранения штабелей угля оборудуются подпорными защитными габаритными стенками и пылеветрозащитными щитами. Средняя стоимость проектов по борьбе с угольной пылью в Мурманском морском торговом порту и порту Восточный, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, составляет около 2,5 млрд. руб.

Ветрозащитные экраны и ограждающие конструкции складов решают проблему распространения угольной пыли, в то время как пылеулавливающие устройства и пушки, распыляющие воду или снег со специальными добавками, уменьшают её количество. Все это вместе позволяет обеспечить комфорт для жителей близлежащих районов, которых впервые за долгие годы больше не беспокоит «черный снег».

«В портах Находки различные контролирующие органы проводят до пяти проверок в неделю, – констатирует Дмитрий Тарасов, – Здесь никуда не спрячешься. Стивидорные компании поставили на границах зон распространения угольной пыли автоматические системы контроля для постоянного мониторинга качества атмосферного воздуха. Данные показывают, что, если компания добросовестно внедряет перечисленные в справочнике технологии, количество пыли снижается. Донных отложений угольной пыли в море также становится меньше. Не все стивидоры справляются с новыми правилами, кто-то уходит с рынка, но оставшиеся ведут себя честно».

Фото: eim-engineering.ru






Экспертное мнение
Все мнения

Документы

Все документы