Биоразнообразие

Инстаграмное и безопасное: члены жюри конкурса «Дом Земли» об идеальном жилище экотуриста

Инстаграмная привлекательность или деликатная интеграция в природный ландшафт, хайтек или традиционное зодчество, адаптивность или уникальность  – что важнее для объектов размещения туристов, которые будут создаваться в российских национальных парках и заповедниках? И такие ли это взаимоисключающие понятия, как может показаться на первый взгляд? Эти и другие вопросы обсудили участники конференции «"Дом Земли" и где ещё черпать вдохновение для экологического туризма», которая состоялась на онлайн-платформе ИД «Коммерсантъ».


«Дом Земли» – это конкурс, который позволяет дизайнерам и архитекторам помочь особо охраняемым территориям найти наиболее интересные и экологичные решения для развития внутренней туристической инфраструктуры. Чтобы привлечь современных взыскательных посетителей, надо принимать во внимание не только необходимость охранять природные богатства этих мест, но и потребности гостей, которые в наши дни чаще всего выходят за рамки палатки без удобств. Участники конференции – члены жюри конкурса «Дом Земли» – отмечали, что перед конкурсантами стоит очень интересная и важная задача.  

«Нам всем очень повезло, что мы сможем принять участие в выборе проекта в качестве членов жюри. Это очень актуальная, очень логичная инициатива, – заметила профессор МГИМО, советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева. –  У нас есть заповедники, есть желающие туда поехать. Однако наши дети выросли в период развития туризма, когда все смогли выехать за рубеж. Они выросли в европейской туристической инфраструктуре с определенным пониманием комфорта»


В то время как бабушки и дедушки современных молодых людей могли получать удовлетворение от отдыха, который предполагал походные условия быта, у многих представителей современной молодежи уже другие представления о том, какими должны быть условия проживания туристов, подчеркнула она. Сегодня приходится искать решения, в которых будет сочетаться казалось бы несочетаемое: и эстетическая притягательность, и условия для комфортного проживания, и возможность единения с природой, и забота о ценных и хрупких экосистемах.

Путешественник, трэвел-блогер (@mishka.travel) Эльнар Мансуров признался, что для него отель или гостевой дом нередко является целью путешествия: «Очень часто я еду куда-нибудь с женой на неделю только для того, чтобы пожить хотя бы одну ночь в каком-нибудь классном отеле. Все для того, чтобы получить такой опыт».


Он привел в пример дома в разных странах мира, в которых ему довелось побывать и которые, по его мнению, органично вписываются в ландшафт, но вместе с тем, дают возможность получить уникальные впечатления от пребывания в них. Это и шведские домики на деревьях, и финские иглу без крыш, в которых туристы могут насладиться северным сиянием не покидая помещения, и грузинские дома, сделанные будто бы из грузовых контейнеров, и чёрные дома с травой на крыше на Фарерских островах, и исландские полностью прозрачные отели-шары.

Архитектор, эксперт в области алгоритмического проектирования, партнер SA lab Степан Кухарский также считает, что очень важна уникальность опыта, который могут получить посетители природных территорий от пребывания в жилых объектах, которые там находятся. «Главное в строениях для таких заповедных мест это не то, как выглядит дом. Главное – это то, какой опыт он позволяет получить посетителю, как он позволяет увидеть этот заповедник и почувствовать красоту природы».


Он выделил еще две характеристики жилых объектов, которыми, по его мнению, должны обладать гостевые дома в заповедниках и нацпарках. Одна – это адаптивность, то есть возможность адаптировать объект к особенностям участка, рельефа и климата определенной территории. «И конечно это возможность как-то этот объект трансформировать с течением времени. Например, если мы говорим о туристическом комплексе, то это возможность его развивать, дополнять какими-то новыми постройками или же, наоборот, сокращать в зависимости от сезона», – добавил Степан Кухарский. 

Другая важная характеристика –  это, безусловно, экологичность. Но не только с точки зрения материалов, которые используются для строительства, и возможности их повторного применения, отметил архитектор. Важна также и экологичность методов строительства. «Работая в уникальных местах мы должны работать уникальными, точечными методами, крайне осторожно и крайне деликатно относясь к ландшафту. Мы не можем превращать территорию заповедника в глобальную стройку, мы должны работать очень аккуратно», – пояснил он. 

Профессиональный фотограф, автор проектов о влиянии человека на природу Фёдор Савинцев привлёк внимание остальных членов жюри к тому, что в погоне за интересной формой, можно забыть про природу и ее обитателей. Плавная интеграция в ландшафт, безусловно, важна, считает он, но нельзя думать только о визуальной составляющей, о том, как дом выглядит на фото. 


«Например, что касается прозрачных шаров, то надо отдавать себе отчет в том, что в заповеднике обитают разные животные. Это не ограниченное забором пространство. Рядом не будет стоят егерь, чтобы медведей отгонять. Пластиковые шары могут быть связаны с риском для человека, учитывая присутствие зверей. Огромное застекленное пространство может создавать угрозу для пернатых», – заметил он, призывая помнить об интересах природы и особенностях таких территорий. 

Алексей Кутейников, генеральный директор крупного строительного портала FORUMHOUSE, считает, однако, что для подобных проблем можно находить решения. Для того, чтобы их вырабатывать, свои усилия должны объединить конструкторы, архитекторы и специалисты в области природоохраны. Например, одно из решений для панорамного остекления – это наклейки в виде хищных птиц, которые отпугивают других пернатых. 

«Когда есть опасность, есть и способы решения проблемы, – подчеркнул Алексей Кутейников. – Должна быть трехсторонняя оценка таких объектов. В ней должны принимать участие конструкторы, которые оценивают безопасность строения для человека. Часто необычные конструкции банально не соответствуют строительным нормам. Должны также давать своё заключение по объекту архитекторы – оценивать визуальную составляющую, инстаграмность, чтобы объект создавал вокруг себя контент и медиа. И безусловно должны участвовать специалисты из заповедников, которые оценивают возможность вписать строение в природное пространство, возможный ущерб от него»


Алексей Кутейников сам проводил конкурс, похожий на «Дом Земли». Решив построить у себя на участке «дом отшельника», который позволил бы уединяться и близко контактировать с природой, он задумал привлечь к решению этой задачи молодых архитекторов. «Мы с коллегами из Древолюции провели конкурс на такой дом. Одним из требований было минимальное вмешательство в окружающий ландшафт. Мы получили огромное количество работ. Совершенно невероятные решения: башни, кельи, дом с поворотным механизмом и т.д.», – рассказал он. 

На конкурс «Дом Земли» также может поступить очень много интересных идей, считает Алексей Кутейников. «Это будут те самые инстаграмные дома, которые люди с удовольствием будут фотографировать, с сочетанием комфорта проживания и минимальным вмешательством в окружающий ландшафт».     

Помимо возможности найти уникальные современные стилистические решения, этот конкурс и вообще задача создания инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях предоставляет шанс для возрождения утраченных или редко используемых в наше время региональных традиций зодчества, считает искусствовед, куратор проектов в сфере живописи и архитектуры, заместитель директора парка «Зарядье» Пётр Баранов. 


Можно даже воссоздавать строения прошлых веков или использовать какие-то элементы архитектуры прошлого. «Сегодня мы можем поднять огромное количество архивов и посмотреть, что было утрачено в советское время и в 90-е годы. Если задаться целью взять эстетику региона, можно найти проекты, которые были реализованы или задуманы в IX веке и в начале XX века. Это могло бы быть очень интересно. Не только хайтек показывать, но и какие-то наши традиции».

Заместитель министра природных ресурсов и экологии России Елена Панова высказала мнение, что придумать объект размещения туристов, который подошёл бы для любой территории в любом регионе очень сложно. Даже модные глэмпинги бывают разные, заметила она. Замглавы Минприроды России считает, что создателям «домов Земли» надо опираться на три принципа: «Важно учитывать природосбережение, которое априори закладывается, привлекательность и гармонию с природой».


Елена Панова также отметила, что «Дом Земли» – это только начало пути: «Мы сейчас конкурс проведем, выберем лучшие проекты и перейдем к практике. Когда мы проект воплотим в жизнь и нам будет, что показать, люди будут об этом рассказывать, будет расти запрос и на конкурсы, и на новые решения. Тогда можно будет обсудить и ежегодный конкурс, и привлечение наших архитекторов к развитию туристической инфраструктуры на конкретных особо охраняемых природных территориях».  

Напоминаем, что прием заявок на участие в конкурсе «Дом Земли» продолжается до 1 августа. Автор или группа авторов проекта, который выберет жюри, получит один миллион рублей. Еще один проект-победитель будет выбираться посредством народного голосования. Его автору или авторам также достанется денежный приз – 500 тыс. рублей. Информация об условиях участия и критериях оценки доступна на странице конкурса.


Заглавное фото (с) Essentials/iStock

Еще по теме