В начале февраля по соцсетям разошлось видео из Забайкальского края, где локомотив врезается в стадо бегущих по железной дороге краснокнижных дзеренов и буквально подминает их.
Начальник департамент экологии и техносферной безопасности РЖД Андрей Лисицын рассказал на заседании комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, что по итогам служебного расследования экстренное торможение при появлении стада не применялось из-за риска схода поезда. В любом случае, тормозной путь составил бы не менее 360 метров, и трагедию с гибелью краснокнижных не представлялось возможным предотвратить. По словам Лисицына, за январь текущего года зафиксировано полторы тысячи выходов диких животных на железнодорожные пути. Среди мер, которые сегодня РЖД может предложить – снизить скорость движения поездов на участках миграции животных до 50 км/ч, а машинистам рекомендовать сообщать по рациям о животных вслед идущим поездам. Сегодня установлено около 300 км участков миграции животных и, по мнению РЖД, строить экодуки и мосты неэффективно, это лишь будет загонять животных в так называемые коридоры, и ограничивать их передвижение. С этой мыслью не согласился депутат Анатолий Грешневиков, отметив, что во многих странах мира есть такие экодуки и выглядят они не как бетонные сооружения, а засажены деревьями и кустарниками, чтобы лучше интегрироваться в живую природу.
Депутаты посетовали, что сторона Минприроды России была представлена сотрудниками уровня заместителей департамента, которые смогли отчитаться лишь по стратегии сохранения животных. Также ни очно, ни в онлайн режиме не были приглашены представители науки, которые могли бы дать свою оценку ситуации. Потому что кроме сбитых поездом дзеренов, на повестке стоит вопрос и о других краснокнижных – амурских тиграх. Они все чаще стали выходить к людям. За 2023 год было зафиксировано 450 выходов в 88 населенных пунктов, хищники убили более 250 домашних животных.
Это связано, по мнению депутата Георгия Арапова, со вспышкой африканской чумы, которая уничтожила кабана, при этом, численность косули и оленя также низкая. Кроме сокращения кормовой базы, есть еще проблема освоения лесов, их вырубают, животные, как следствие, теряют места обитания.
Депутат Зариф Байгускаров обратился с прямыми вопросами к чиновникам из Минприроды – почему не запретить охоту на кормовую базу? И то, что амурских тигров стало более 1000 – это много или мало? Но ответа не получил.
Таким образом, рассмотрение вопроса породило еще больше вопросов, которые депутаты решили включить в резолюцию. Как, например, выявлять популяцию тигра, с помощью каких методик, какой анализ экосистем для расчета их емкости, чтобы животным было безопасно там существовать. Предложили Минприроды России до 1 сентября 2025 года разработать меры для безопасного передвижения животных в непосредственной близости от железнодорожных путей, РЖД – посоветовали заказать НИОКР, а усилить резолюцию сегодняшнего заседания обращением в прокуратуру и РАН.
Ольга Стрелкова