Автором высокоэффективной очистки воздуха стала курская компания «Грибная радуга» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова. Теперь этим решением могут воспользоваться и другие российские производители.
Все мы знаем, что такое скраб и пользуемся этим средством в гигиенических целях. Однокоренное слово «скруббер» тоже про очистку, только экологическую. Именно так называется новое устройство, которое уже назвали одним из главных экологических достижений грибной отрасли в прошлом году.
Скрубберы широко используются в промышленности, энергетике, на морских судах. Но в мировом сельском хозяйстве такие системы применяются крайне редко – этого не требует законодательство, а стоит их установка и последующее обслуживание больших денег. Бизнес, как водится, экономит на таких затратах, пусть зачастую и в ущерб окружающей среде.
Скруббер, работающий на агропредприятии Александра Удодова и Олега Логвинова, чистит воздух на производстве компоста, который получают из злаковой соломы. Это органическое удобрение и комфортная питательная среда для роста шампиньонов. Но в процессе переработки и обогащения полезными элементами выделяется резкий запах и другие загрязнения, с которыми и справляется скруббер, делая воздух чистым.
В феврале развитие экологического агропроизводства объявили одним из приоритетных направлений в России. Разработка новых и совершенствование действующих стандартов для органической продукции, развитие технологий и инфраструктуры её производства, расширение экспорта таких продуктов – это и многое другое входит в Стратегию развития производства органической продукции до 2030 года. Еще десять лет назад государство решило поставить заслон дорогому и часто некачественному импорту сельхозпродукции из ряда зарубежных стран. Под запрет попали и ввозные шампиньоны, которые господствовали на нашем рынке. Это сделало грибной бизнес привлекательным, в него пришли российские инвесторы, которые запустили передовые тепличные системы. Грибное производство сравнительно молодое в нашей стране, но более отзывчиво к современным вызовам, связанным с высокими экологическими стандартами. Российские компании быстрыми темпами развивают и насыщают внутренний рынок, и шаг за шагом начинают поставлять шампиньоны в другие страны.
По итогам прошлого года российские аграрии поставили на рынок более 153 тысяч тонн грибов. 95% грибной корзины составляют шампиньоны, которых выращено 146 225 тонн - на 9% больше, чем годом ранее (об этом сообщает отраслевое издание «Школа грибоводства»). Основные объемы отечественных шампиньонов (примерно 65%) обеспечивают четыре крупных компании. В «Большую грибную четверку» входят лидер рынка «Грибная радуга» Александра Удодова и Олега Логвинова, мощности которой располагаются недалеко от Курска, «Воронежский шампиньон» с двумя производственными площадками в Краснодарском крае и Воронежской области, а также тульский «Агрогриб» и калужский «Мастер гриб». Шампиньонам удалось завоевать рынок благодаря удачному сочетанию потребительских качеств – вкус, питательность, доступность, польза, простота приготовления. И, конечно, цена, которая в прошлом году так и не выросла. Производителей это не радует, но шампиньоны стоят гораздо дешевле своих конкурентов из грибного царства и многих других популярных продуктов, таких, например, как мясо курицы. Это лишь увеличивает их популярность.
Самым урожайным месяцем в 2023-ом году стал май, когда впервые было выращено более 13 тысяч тонн шампиньонов, наименьшие показатели в ноябре – 11 400 тонн. По итогам года курская компания Удодова и Логвинова нарастила урожаи, а «Воронежский шампиньон» запустил новые тепличные мощности. А вот с вешенкой – это второй по популярности культивируемый гриб – и экзотикой пока все не просто. Рынок неустойчив, а урожаи то подрастают, то падают. В прошлом году вешенок выращено более шесть тысяч тонн. Это на 7% больше, чем годом ранее, но все еще меньше, чем в рекордном 2019-ом. Производство экзотических грибов не превышает нескольких десятков тонн в месяц. В прошлом году компания «Богородские овощи» закрыла производство эринги, что обвалило показатели по экзотике в целом. Первое место сейчас держит тополиный опенок.
Любопытно, что сегодня компании борются не только за лидерство в производстве, но и в экологических решениях. И курская компания Удодова и Логвинова тому подтверждение.