Экотуризм

Безопасность туристов на первом месте: ошибки, которые привели к трагедии на Камчатке

Камчатка богата природными ресурсами и словно создана для активных туров: пеших походов, восхождений, водных экстремальных передвижений, полетов. Именно такие «завлекалки» можно встретить на сайтах дальневосточных туркомпаний. Но утром в четверг на Камчатке произошла трагедия с туристами, которая заставила усомниться в привлекательности такого экстрима. На этот раз в Курильское озеро рухнул вертолет Ми-8. Путешественники собирались посмотреть на вулкан Ходутка, понаблюдать за дикими медведями, но вынуждены были бороться за свою жизнь. Только восемь человек из 16 спаслись. Остальных до сих пор ищут спасатели. «Экология России» спросила у экспертов о безопасности полетов, сплавов, туристических походах на природных территориях и состоянии техники, которой безоговорочно доверяют туристы.  

Туманное утро

Экипаж вертолета Ми-8, перевозивший туристов в Кроноцкий заповедник на Камчатке, должен был учесть непростые погодные условия. Утром на полуострове был плотный туман, но несмотря на это, экипаж вертолета не перенес рейс. Об этом рассказал генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук и независимый эксперт Владимир Попов. 

«Вертолет пошел на снижение над озером именно в тот момент, когда был туман. Такое явление – не редкость для Камчатки. В утренние часы могут возникать туманы, но в этом случае ветер был слабый, тут ограничений для полета не было. В любых руководствах к полету написано, что при опасных явлениях погоды экипажу надо быть предельно внимательным или не выходить в рейс. Принимает решение командир экипажа. Но он всегда может посоветоваться с руководителем полетов. Возможно, ему было все видно в первоначальный момент, а потом видимость резко ухудшилась. Это стихия, и прогнозировать ее очень трудно», – объяснил эксперт. 

А что могли сделать сотрудники заповедника? Отвечает Кроноцкий заповедник 

Все красоты Камчатки спрятаны очень далеко. Чтобы до них добраться, туристам приходится пересаживаться на разные виды транспорта: лодки, вертолеты, УАЗики. Так было и сегодня. «Экология России» спросила у представителей заповедника, можно ли было предупредить экипаж о непогоде и отложить роковой рейс? 

«Сотрудники заповедника дают погоду, присылают фотографии, как всё выглядит на данный момент. После этого авиакомпания и командир воздушного судна сами принимают решение, будет рейс или нет», – сказал «Экологии России» заместитель директора по охране – руководитель службы охраны заповедных территорий Владимир Халманов.

Это значит, что экипаж о непогоде предупредили, командиру передали метеосводку и фотографии с местности. 

Компаний, организующих полеты в заповедник, много, на месте каждую группу встречают гид и/или инспектор службы охраны. Они и показывают туристам местность, а заодно следят за соблюдением правил посещения, а также охраняют туристов, например, от медведей. По словам сотрудников заповедника, дав информацию о том, что на озере «нет погоды», они не стали выходить встречать туристов: борт не ждали. Однако инспектора находились поблизости. Именно благодаря этому, услышав звук приближающегося вертолета, а затем и хлопок от соприкосновения вертолета с водной поверхностью, они смогли за считанные минуты оказаться в акватории, спасти часть туристов и начать поиски остальных.


А безопасны ли Ми-8?

Туристические полеты чаще всего совершают именно вертолеты Ми-8. За последние годы появлялась информация о нескольких крушениях с их участием. Несмотря на это, эти воздушные машины считаются самыми надежными. Суда постоянно модернизируются и улучшаются, поэтому бояться на них летать туристам не стоит. 

«Я думаю, что в случае с катастрофой авиакомпании «Витязь-Аэро» надо говорить не о технике, а об организации полетов и о метеоусловиях, в которых  складывался конечный этап полета. Вот где причина», – отметил генерал-майор Владимир Попов. 

По его словам, туристов в любой точке России, в том числе и на Камчатке, перевозят обычные чартерные рейсы. Они могут быть организованы для кого угодно: для Авиалесоохраны, спасателей, вахтовиков или природоохранных ведомств. Иногда требуется без снижения пролететь над какими-то участками, оценить местность с воздуха. Для таких случаев тоже нередко используют вертолеты. 

Как готовятся полеты? 

Туристические маршруты же складываются так: туркомпании заблаговременно договариваются с конкретным перевозчиком, говорят, что у них собралась группа путешественников, которые хотят посмотреть тот или иной район. В данном случае это было Курильское озеро, куда туристы чаще всего летают ради диких медведей. 

Вертолет без предупреждений соответствующих органов вылететь не может. За это следует серьезное наказание. Перед полетом судно тщательно осматривается, говорит Попов. 

«Вертолет и экипаж готовятся, судно осматривается перед каждым полетом: проверяется наличие масла, топлива, производится прогрев двигателя. Где-то за час все делается, потом приезжают люди и грузятся. Экипаж взлетает», – сказал спикер. 

Авиация требует порядка

Эксперт считает, что для безопасности полетов необходимо тщательно следить за порядком работы всех авиационных компаний, вне зависимости от региона. Хотя у каждой местности есть свои особенности и опасности: высокие горы, сильные ветра, лавины, частые дожди с грозами. 

«На малые компании обращают внимание часто, их проще проверить, они на виду, там три-четыре вертолета летает. Я всегда говорю – любой организатор летной деятельности должен понимать, что ответственность к нему придет, если он будет допускать нарушения. Мы – авиаторы – к этому относимся внимательно. Но контролировать все нужно», – объяснил летчик. 

У компании «Витязь-Аэро» в летных кругах неплохая репутация, говорит эксперт. Летчики здесь работают довольно опытные, а компания существует давно. На сайте даже указано, что экипаж привык к непростым погодным условиям Камчатки. Такие полеты действительно иногда необходимы. Но стоило ли рисковать жизнями туристов, которые просто хотели насладиться красотами региона? 

«В условиях сильных ветров и низкой облачности пилотам приходится решать нестандартные задачи – участвовать в спасательных работах, доставлять ученых на вулканы, транспортировать грузы на суда в акваторию Тихого океана. Пилоты имеют богатый летный опыт, половина работает в авиации еще со времен СССР. Есть среди них и летчики-инструкторы», – говорится на сайте. 


Никто из пилотов не будет отрицать, что Камчатка – это самый сложный регион для вертолетных перевозок. 

«Нужно быть очень внимательным, обращать внимание на то, как результативно работает та или иная компания. Отзывы посмотреть, сколько эта компания работает, посмотреть на полеты, если есть возможность. Техника имеет право отказывать. Стопроцентную гарантию никто не дает. Раз на раз не приходится, надо смотреть, чтобы это все было в рамках разумного», – резюмировал Попов. 


Еще по теме