Новости


В Санкт-Петербурге начали разработку туристических маршрутов в регионы Арктической зоны Российской Федерации. В рамках Городского туристско-информационного бюро (ГТИБ) прошло совещание, на котором представители администрации и профильных ведомств города, представители туроператоров, сотрудники арктических музеев Северной столицы и другие заинтересованные специалисты обсудили перспективы превращения города в «ворота в Арктику».

Как сообщил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, началась активная работа по разработке комплекса туристских продуктов и маршрутов по Арктической зоне РФ.

Заместитель главы ГТИБ Надежда Петрова, открывая совещание, рассказала: «по географическому положению Петербург является местом старта и окончания всех поездок по Русскому Северу» и может объединить региональные экскурсионные маршруты и туристские продукты, позиционируя себя в качестве ключевого партнера и игрока в арктическом туризме. «Развитие этого направления подчеркнет роль Северной столицы как всесезонного туристского центра мирового уровня, позволит диверсифицировать потоки гостей, а также привлечь их в город в зимнее время», – полагает она.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета по делам Арктики Санкт-Петербурга Елена Асеева сообщила, что план мероприятий по созданию комплекса арктических туристских продуктов, предусматривающий участие Северной столицы и регионов Арктической зоны РФ, уже разработан и рассчитан до 2023 года.

По мнению экспертов, арктический туризм в России в ближайшее время ожидает период бурного развития. На форуме «Доступная Арктика» глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова анонсировала разработку до конца 2020 года Концепции развития туризма в Арктической зоне РФ, создание национальных стандартов в этой сфере, а также активное продвижение региона. И даже появление Международного дня арктического туризма, который станут отмечать 22 марта.

Отдых в арктической зоне Российской Федерации — это новые, ни на что не похожие яркие впечатления, познавательный туризм, и разумеется, экологический туризм и активный отдых. Единение с природой, такие необычные форматы, как каякинг, арктический дайвинг, морские прогулки, наблюдение за китами или птичьими базарами и многое другое — все эти предложения уникальны и могут стать чрезвычайно популярными. Особенно в условиях пандемии коронавируса, когда привычные форматы отдыха теряют актуальность

В то же время, природа Арктики чрезвычайно хрупка и уязвима, и «переборщить» с потоком посетителей означает нанести ей непоправимый вред. Поэтому такие туристические предложения должны разрабатываться с учетом мнения природоохранников и с расчетом допустимой нагрузки на окружающую среду.

Управляющий директор компании EastRussia, член Общественного совета при Минвостокразвития России Леонид Агафонов, комментируя итоги совещания редакции «Экология России» – нацпроектэкология РФ», поделился статистикой. Российская Федерация обладает самой обширной арктической зоной, однако туристов принимает меньше, чем, скажем, Норвегия или Канада. В Арктической зоне РФ примерно миллион туристов в год (среди них примерно половина деловых и спортивных туристов). Практически половину всего арктического турпотока в России принимает Мурманская область, за ней следует Архангельская область, также достаточно много посетителей принимают арктическая часть Карелии и Республики Коми. В АЗРФ действует 126 туроператоров, гостей принимает свыше 500 гостиниц. Как подчеркивает Леонид Агафонов, до пандемии коронавируса туриндустрия в российской арктической зоне переживала достаточно бурный рост. В принципе, большой потенциал у этого направления и сейчас, особенно пока закрыты границы с многими популярными у россиян странами.

Заместитель председателя комитета по делам Арктики Елена Асеева тоже уточнила, что «ситуация, повлекшая закрытие границ, позволяет активизировать внутренние маршруты по направлению». Она напомнила, что Санкт-Петербург уже является отправной точкой довольно успешного межрегионального историко-культурного проекта «Серебряное ожерелье России», в котором задействованы такие регионы Арктической зоны РФ, как Архангельская и Мурманская области, а также Республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.

Высоко оценил Леонид Агафонов потенциал Северной столицы как транспортного хаба. Конечно, для многих туристов (как россиян, так и иностранцев) наиболее удобным городом, через который можно долететь до аэропортов АЗРФ является Москва: из столицы летает множество рейсов во все арктические города, кроме Тикси и Певека. Для жителей Дальнего Востока и Сибири таким хабом можно назвать Хабаровск. Однако и Петербург для многих россиян и иностранцев вполне может стать удобным перевалочным пунктом для поездки в арктические регионы. «Петербуржцы молодцы, что стали разрабатывать такие предложения. Арктические туристические продукты для иностранцев — это как возможность убить двух зайцев за одну поездку в Россию. Они смотрят Москву и Петербург, что традиционно для поездок в нашу страну, и почему бы им, скажем, дополнительно не потратить выходные или еще несколько дней, чтобы посетить вдобавок Мурманскую или Архангельскую области. К тому же, в некоторые арктические регионы из Петербурга быстро можно доехать на поезде», — рассуждает эксперт.

Наиболее значимые достопримечательности Арктики — вне всякого сомнения, природные. Интерес к ним испытывает всё больше туристов. Так, национальный парк «Русская Арктика», располагающийся на площади 8,8 млн га на территориях архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, в минувшем году посетило рекордное число туристов – 1306 человек. По словам директора «Русской Арктики» Александра Кирилова, в прошлом году в нацпарке побывали гости из 44 стран, и впервые за все время его существования больше всего посетителей оказалось из России – 262 человека. Остальные прежде всего туристы из Китая, США и Германии. Около половины из них перешагнули рубеж 50 лет, а 268 человек – люди, которым за 70.

Особо охраняемые природные территории, такие например, как национальный парк «Русская Арктика», вряд ли когда-либо смогут принимать миллионы туристов: это идёт вразрез с концепцией сбережения хрупкой природы Арктики. Но увеличить турпоток в несколько раз можно и нужно, и в ближайшие годы этим планируется вплотную заняться.

Что сейчас мешает увеличить поток туристов? В первую очередь, отсутствие информации и сформированной «моды» на арктический туризм. Эксперты из Санкт-Петербурга поделились данными исследования: среди внутренних туристов от трети до 40% опрошенных не рассматривают Арктику как место отдыха, поскольку «и своих морозов хватает». А каждый четвертый вроде бы и не против туда отправиться, но не знает, чем там заняться.

Далее, многих отпугивает стоимость туров: она зачастую значительно больше, чем стоимость поездки на классический «пляжный» курорт.

Наконец, сама индустрия гостеприимства АЗРФ пока местами «хромает». Необходимо срочно развивать инфраструктуру и увеличивать транспортную доступность арктических регионов. По экспертным оценкам, в Архангельской области только около половины поселений имеют дороги с твердым покрытием. В Ненецком АО – 5 из 35. А на востоке российской Арктики это вообще единичные случаи. Из полутысячи гостиниц АЗРФ далеко не все предлагают достойный уровень комфорта.

«Не нужно слепо гнаться за количеством туристов, — считает Леонид Агафонов, — нужно задаться, в первую очередь, вопросом, зачем нужен туризм в арктической зоне. А нужен он для того, чтобы развивать экономику региона. На природной территории туристы своими деньгами оплачивают природоохранные и научные программы. В населенных пунктах туристы своими деньгами оплачивают повышение уровня жизни населения. Турист приехал — он заказал гостиницу, машину, снегоход, гостиница заказала продукты, услуги прачечной, дальше одни местные жители провели для него экскурсии, другие сделали и продали сувениры. Вот такие цепочки должны выстраиваться».

С экспертом солидарен губернатор Мурманской области Андрей Чибис, который заявил: «Главная цель – чтобы турист приносил на нашу территорию не мусор, а деньги». «Мы воспринимаем туризм как отрасль экономики с большим потенциалом, особенно для малого бизнеса, – сказал он. – А одна из наших основных задач – создание качественной инфраструктуры, соответствующей запросу требовательного туриста».

*Фото из архива национальный парк «Русская Арктика»






Экспертное мнение
Все мнения

Документы

Все документы