Очередной этап создания уникального пылеветрозащитного экрана завершён в Мурманском морском торговом порту. Перфорированный металлический «щит» высотой 20 м надёжно закрывает город от взвешенных частиц насыпных грузов. Вместе с другими «зелёными» технологиями проект позволит достичь 90%-ного уровня пылеподавления. Экотехнологии в порту развиваются в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология».
АО «Мурманский морской торговый порт» (АО «ММТП») считается одним из лидеров по внедрению наилучших доступных технологий, которые должны применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. Программу по внедрению НДТ приняли в 2019 году. По словам заместителя директора по логистике компании СУЭК (единственный акционер АО «ММТП») Александра Масько, порядка 80% технологий, которые вошли в соответствующий отраслевой справочник по НДТ, либо уже реализованы, либо находятся в активной стадии реализации на площадке предприятия.
Общий бюджет экологической программы АО «ММТП» — более 3 млрд руб. Наиболее капиталоемким является проект строительства пылеветрозащитного экрана: он потребовал 700 млн руб. инвестиций. Конструкция площадью 1800 погонных метров и высотой 20 метров почти полностью укроет Мурманск, в центре которого находится порт, от переносимых ветрами взвешенных частиц насыпных грузов. «Экран металлический, перфорированный, — рассказывает генеральный директор «Мурманского морского торгового порта» Алексей Рыкованов, — путём расчётов установили, что для нашего порта будет оптимальной доля перфорации 30%. Нас часто спрашивают, как может экран задерживать пыль, если он не сплошной, а «дырявый». Однако его функция не столько в том, чтобы удержать на внутренних стенках взвешенные частицы, сколько в том, чтобы рассеять потоки ветра. По нашим данным, если со стороны моря дует ветер силой 12 м/с, со стороны экрана, обращённой к городу, его скорость составит не более 3 м/с. Так экран мешает пыли разлетаться в сторону города».
Полностью экран будет закончен в 2020 году. Если сложить эффект от строительства экрана с другими НДТ, реализуемыми в порту, по прогнозным данным, можно добиться до 90% пылеподавления.
Различные технологии пылеподавления и очистки применяются на каждом этапе работы порта. 8 видов НДТ внедрены на предприятии уже сейчас. Это и уникальная система орошения угля из 14 стационарных и 3 мобильных тумано- и снегообразующих водяных пушек (большего числа нет ни в одном порту РФ). Причём «умные» пушки благодаря датчикам температуры сами «знают», когда выбрасывать снег, а когда водяную взвесь. Технологии орошения угля на ряде этапов процесса перевалки, специальные машины-«пылесосы», постоянно собирающие пыль с территории порта и автодорожного полотна, и др. Пылящие поверхности закрепляют не только с помощью взвеси снега или воды, но и при помощи специальных добавок. «Орошение штабелей угля на складах мы проводим растворами со смесью ПАВ и других добавок в разных пропорциях. Это создаёт корку, которая препятствует эрозии мелких частиц пыли», — уточняет Алексей Рыкованов. В 2020 году к имеющимся НДТ добавится ещё одна перспективная технология.
Один из этажей Управления порта занимает «экологическая диспетчерская». Это ещё одно ноу-хау АО «ММТП», которого нет ни в одном другом порту РФ. Система экологического прогнозирования позволяет создать цифровую модель работы предприятия как в режиме реального времени, так и примерно на трое суток вперёд. Это даёт возможность мгновенно реагировать на изменения метеоусловий и предотвращать выбросы загрязнений. Программное обеспечение диспетчерской анализирует метеоусловия, сопоставляет их с фронтами погрузки и видами грузов и даёт прогнозы по экологической ситуации. На территории терминала расположено 29 постов мониторинга: пылемеры, шумомеры. Каждый из них отображается на карте у дежурного диспетчера. Простая визуализация, как у светофора: зелёный — всё в порядке, жёлтый — угроза проблемной ситуации, красный — нужно принять срочные меры. Ярко светится граница санитарно-защитной зоны.
Если в пределах санитарно-защитной зоны получен красный сигнал, на этот участок работы направляются дополнительные средства пылеподавления. Меры принимаются ещё на этапе, когда проблема не возникла, а только спрогнозирована. «Мы срабатываем на опережение, — говорит технический директор АО «ММТП» Евгений Гуляев, — Можем оперативно подать дополнительный транспорт, чтобы быстрее разгрузить пылящий груз, или наоборот, заблаговременно остановить погрузку, чтобы избежать экологических нарушений при угрозе неблагоприятных метеоусловий». По словам Е.Гуляева, с начала работы диспетчерской несколько раз на короткое время останавливали погрузку и тем самым избегали распространения загрязнений. В последующие годы проект экодиспетчерской будет развиваться с применением технологий big data, нейросетей. Это позволит улучшить точность прогнозов.
Уникальна для региона созданная в порту система очистки ливневых стоков. Система локальных очистных сооружений (ЛОС) всю грязную воду, образующуюся на промышленной площадке грузового района, очищает почти до уровня питьевой. Стоки проходят четыре ступени очистки, включая ультрафиолетовое обеззараживание. После этого вода не сбрасывается в водоём, а идёт «в дело»: подаётся на систему пылеподавления.
На территории порта и в городе привлекают внимание яркая белизна снега и свежий воздух. С момента начала внедрения НДТ концентрации взвешенных частиц в воздухе Мурманска снизились в десятки раз. «В Мурманске сейчас сконцентрировано, пожалуй, максимальное количество экотехнологий среди всех портов мира!» — с гордостью рассказывает Александр Масько. По словам А.Масько и Е.Рыкованова, собирая свою экологическую программу, они объездили площадки ведущих стивидорных компаний мира в Японии, Китае, Канаде, Австралии, Южной Африке. От всех постарались позаимствовать наилучшие практики, добавив к ним и российские разработки.
Наконец, ещё одна особенность Мурманского порта — и в светлое, и в тёмное время суток он сверкает яркими красками. В отличие от иностранных портов, где применяются подобные конструкции, мурманский пылеветрозащитный экран выполнен в яркой сине-жёлто-оранжевой цветовой гамме. На нескольких участках выложены художественные панно. А ночью всеми красками северного сияния переливается подсветка 22 кранов порта. Подсвечены и пушки орошения. Всё вместе превращает порт в огромный арт-объект, привлекающий туристов и поднимающий настроение мурманчанам. «Мы хотим, чтобы здесь был не очередной серый производственный обьект, а что-то, позволяющее привнести красок в городскую среду. Своего рода «цветовой и световой витамин» для жителей города, которого так не хватает полярной ночью», — признается Алексей Рыкованов.