Очередной этап создания уникального пылеветрозащитного экрана завершён в Мурманском морском торговом порту. Перфорированный металлический «щит» высотой 20 м надёжно закрывает город от взвешенных частиц насыпных грузов. Вместе с другими «зелёными» технологиями проект позволит достичь 90%-ного уровня пылеподавления. Экотехнологии в порту развиваются в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология».
АО «Мурманский морской торговый порт» (АО «ММТП») считается одним из лидеров по внедрению наилучших доступных технологий, которые должны применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. Программу по внедрению НДТ приняли в 2019 году. По словам заместителя директора по логистике компании СУЭК (единственный акционер АО «ММТП») Александра Масько, порядка 80% технологий, которые вошли в соответствующий отраслевой справочник по НДТ, либо уже реализованы, либо находятся в активной стадии реализации на площадке предприятия.
Общий бюджет экологической программы АО «ММТП» — более 3 млрд руб. Наиболее капиталоемким является проект строительства пылеветрозащитного экрана: он потребовал 700 млн руб. инвестиций. Конструкция площадью 1800 погонных метров и высотой 20 метров почти полностью укроет Мурманск, в центре которого находится порт, от переносимых ветрами взвешенных частиц насыпных грузов. «Экран металлический, перфорированный, — рассказывает генеральный директор «Мурманского морского торгового порта» Алексей Рыкованов, — путём расчётов установили, что для нашего порта будет оптимальной доля перфорации 30%. Нас часто спрашивают, как может экран задерживать пыль, если он не сплошной, а «дырявый». Однако его функция не столько в том, чтобы удержать на внутренних стенках взвешенные частицы, сколько в том, чтобы рассеять потоки ветра. По нашим данным, если со стороны моря дует ветер силой 12 м/с, со стороны экрана, обращённой к городу, его скорость составит не более 3 м/с. Так экран мешает пыли разлетаться в сторону города».
Полностью экран будет закончен в 2020 году. Если сложить эффект от строительства экрана с другими НДТ, реализуемыми в порту, по прогнозным данным, можно добиться до 90% пылеподавления.
Различные технологии пылеподавления и очистки применяются на каждом этапе работы порта. 8 видов НДТ внедрены на предприятии уже сейчас. Это и уникальная система орошения угля из 14 стационарных и 3 мобильных тумано- и снегообразующих водяных пушек (большего числа нет ни в одном порту РФ). Причём «умные» пушки благодаря датчикам температуры сами «знают», когда выбрасывать снег, а когда водяную взвесь. Технологии орошения угля на ряде этапов процесса перевалки, специальные машины-«пылесосы», постоянно собирающие пыль с территории порта и автодорожного полотна, и др. Пылящие поверхности закрепляют не только с помощью взвеси снега или воды, но и при помощи специальных добавок. «Орошение штабелей угля на складах мы проводим растворами со смесью ПАВ и других добавок в разных пропорциях. Это создаёт корку, которая препятствует эрозии мелких частиц пыли», — уточняет Алексей Рыкованов. В 2020 году к имеющимся НДТ добавится ещё одна перспективная технология.
Один из этажей Управления порта занимает «экологическая диспетчерская». Это ещё одно ноу-хау АО «ММТП», которого нет ни в одном другом порту РФ. Система экологического прогнозирования позволяет создать цифровую модель работы предприятия как в режиме реального времени, так и примерно на трое суток вперёд. Это даёт возможность мгновенно реагировать на изменения метеоусловий и предотвращать выбросы загрязнений. Программное обеспечение диспетчерской анализирует метеоусловия, сопоставляет их с фронтами погрузки и видами грузов и даёт прогнозы по экологической ситуации. На территории терминала расположено 29 постов мониторинга: пылемеры, шумомеры. Каждый из них отображается на карте у дежурного диспетчера. Простая визуализация, как у светофора: зелёный — всё в порядке, жёлтый — угроза проблемной ситуации, красный — нужно принять срочные меры. Ярко светится граница санитарно-защитной зоны.
Если в пределах санитарно-защитной зоны получен красный сигнал, на этот участок работы направляются дополнительные средства пылеподавления. Меры принимаются ещё на этапе, когда проблема не возникла, а только спрогнозирована. «Мы срабатываем на опережение, — говорит технический директор АО «ММТП» Евгений Гуляев, — Можем оперативно подать дополнительный транспорт, чтобы быстрее разгрузить пылящий груз, или наоборот, заблаговременно остановить погрузку, чтобы избежать экологических нарушений при угрозе неблагоприятных метеоусловий». По словам Е.Гуляева, с начала работы диспетчерской несколько раз на короткое время останавливали погрузку и тем самым избегали распространения загрязнений. В последующие годы проект экодиспетчерской будет развиваться с применением технологий big data, нейросетей. Это позволит улучшить точность прогнозов.
Уникальна для региона созданная в порту система очистки ливневых стоков. Система локальных очистных сооружений (ЛОС) всю грязную воду, образующуюся на промышленной площадке грузового района, очищает почти до уровня питьевой. Стоки проходят четыре ступени очистки, включая ультрафиолетовое обеззараживание. После этого вода не сбрасывается в водоём, а идёт «в дело»: подаётся на систему пылеподавления.
На территории порта и в городе привлекают внимание яркая белизна снега и свежий воздух. С момента начала внедрения НДТ концентрации взвешенных частиц в воздухе Мурманска снизились в десятки раз. «В Мурманске сейчас сконцентрировано, пожалуй, максимальное количество экотехнологий среди всех портов мира!» — с гордостью рассказывает Александр Масько. По словам А.Масько и Е.Рыкованова, собирая свою экологическую программу, они объездили площадки ведущих стивидорных компаний мира в Японии, Китае, Канаде, Австралии, Южной Африке. От всех постарались позаимствовать наилучшие практики, добавив к ним и российские разработки.
Наконец, ещё одна особенность Мурманского порта — и в светлое, и в тёмное время суток он сверкает яркими красками. В отличие от иностранных портов, где применяются подобные конструкции, мурманский пылеветрозащитный экран выполнен в яркой сине-жёлто-оранжевой цветовой гамме. На нескольких участках выложены художественные панно. А ночью всеми красками северного сияния переливается подсветка 22 кранов порта. Подсвечены и пушки орошения. Всё вместе превращает порт в огромный арт-объект, привлекающий туристов и поднимающий настроение мурманчанам. «Мы хотим, чтобы здесь был не очередной серый производственный обьект, а что-то, позволяющее привнести красок в городскую среду. Своего рода «цветовой и световой витамин» для жителей города, которого так не хватает полярной ночью», — признается Алексей Рыкованов.
Как ни парадоксально это звучит, именно для нашего заповедника пандемия сыграла даже положительную роль. Если раньше люди привычно ездили за границу или в какие-то традиционные туристические места, то в 2020 году обнаружили привлекательные и еще не изученные природные жемчужины Самарской области.
Наше учреждение я иногда в шутку называю «гремучей смесью», как, собственно, можно назвать и любую федеральную ООПТ. Ведь здесь сразу несколько направлений работы: и охрана, и экопросвещение, и наука, и туризм.
Если уж человек доехал до «Русской Арктики», то он экологически сознателен и мотивирован на сохранение арктической природы. Маньяков, мечтающих пострелять по белым медведям, мы у себя не встречали.
Программа сохранения лошади Пржевальского позволила не только сохранить, но и увеличить численность мировой популяции до трех тысяч особей.
Человек, работающий в охране природы, стремится сделать мир лучше. Если сотрудник ООПТ из таких, то и результаты работы будут отличные.
Эковолонтерство для меня – будущее, в котором каждый для сохранения природы будет делать что-то посильное, а все вместе мы сможем добиваться огромных, прорывных результатов. Мы как раз и создали организацию «Делай!», чтобы помогать в этом.
Спасти и восстановить можно любой вид животного, который остается в природе. Но усилия должны быть сосредоточены на сохранении не только отдельных видов, но и всей экосистемы.
Животные гораздо умнее и богаче внутренне, чем мы представляем. Они просто думают иначе, чем люди...
Если все гренландские ледники растают, то уровень Мирового океана поднимется на 7,2 метра. Тогда страдать будут не только животные, но и люди. Уже сейчас нам надо готовиться к десяткам миллионов климатических мигрантов.
Цифровая трансформация – это не просто внедрение технологий. Это последовательная масштабная работа, которая приведет к ускорению и оптимизации всех процессов в отрасли.
Чему нам следует поучиться у ООПТ Танзании? Наверное, во-первых, организации охраны: при каждом нацпарке был целый поселок с рейнджерами, которые охраняли его с автоматами. А во-вторых, возможности реально увидеть животных на маршруте (экологической тропе). Чтобы, как в Африке, они мимо нас бегали, летали, да хоть просто лежали, и не боялись. Чтобы у них был закреплен рефлекс, что человек вот на этой территории не несет опасность. В России тоже есть такие ООПТ, но, к сожалению, их очень мало. А для посетителей большинства ООПТ, чтобы увидеть зверя или птицу, нужно быть реально специалистом или местным сотрудником, который работает на территории не один день. Или же просидеть без движения много часов в так называемых скрадках, чтобы животные потеряли бдительность, и вы смогли их увидеть.
В соцсетях активисты выкладывают свои отзывы и фото, что собранный раздельно мусор попадает в один контейнер и на одну свалку. Здесь важно выстроить полноценную цепочку: раздельный сбор – раздельный вывоз – раздельная переработка – раздельная утилизация
Общественные организации могут помочь в нужную минуту – экспертным мнением, финансами. А в случае несогласия – прямо высказать правду в глаза.
Все мы являемся менеджерами ресурсов. И на всех нас лежит ответственность за воздействие на окружающую среду
Турист с каждым годом становится все более искушенным. Даже если человек идет в поход с палаткой, то на особо охраняемой природной территории у него должно быть место, где он мог бы разбить эту палатку и остановиться на ночлег с комфортом, не нанеся при этом вреда природе.
Сейчас, с развитием цифровой техники, появился большой круг людей, для которых наблюдение, изучение птиц стало не профессией, но очень серьезным хобби. Бердвотчинг – так это называется, но я предпочитаю термин «любительская орнитология».
Одна из основных задач федерального проекта «Чистый воздух» – уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 городах-участниках.
Экоактивистов часто обвиняют, что они неконструктивные и все время критикуют власть, но никак с ней не взаимодействуют. Но если нам предлагают сотрудничество, то мы соглашаемся, почему нет. Но для этого нужно обладать спокойным характером.
По моему личному опыту и опыту коллег, рецепт баланса между заповеданием и хозяйственным использованием территории простой. Россия — одна из крупнейших стран мира, и если намечается какая-то хозяйственная деятельность, то ещё на первых этапах, при составлении бизнес-планов и инвестиционных проектов надо учитывать наличие существующих и перспективных особо охраняемых природных территорий и не затрагивать их границы. У нас настолько богатая и большая страна, что места хватит на всех. Это не Германия, не Франция, где природа истощена, а плотность населения высока. В России есть где работать, минуя ООПТ и не сталкиваясь лбами с природоохранниками.
Прежде чем построить новый перерабатывающий завод, нам нужно убедиться, что сам сбор мусора налажен. Наша внутренняя задача состоит в том, чтобы достичь 70% переработки своей упаковки к 2025 году, до 90% – к 2030 году. В странах Евросоюза средний уровень переработки составляет 50%. Но там к этому шли 30 лет, набивая шишки.
Только 4% площади нашего парка открыты для посещения. Остальные 96% представляют собой заповедное ядро. И вот на этой небольшой части парка каждые выходные народу как на демонстрации.
Если бы мы не научились контролировать этот поток посетителей, то поверьте, ни о какой охране природы речь уже бы не могла идти: мы бы просто превратились в городской парк культуры и отдыха.
Дайте нам, природоохранникам, волю, мы вообще закроем Камчатку, и там будут только разгуливать медведи, резвиться нерка, и иногда на горизонте появляться инспектор с ружьем, охранять всю эту идиллию от браконьеров. С другой стороны, дайте волю бизнесу, и за достаточно небольшой период рыбные и другие природные ресурсы полностью исчерпаются, их просто «выжмут» из региона ради максимального заработка. Мне же кажется, что XXI век, со всеми его замечательными современными технологиями, это время поиска баланса и синергии различных отраслей и подходов. И очень важно, чтобы все стороны понимали и слышали друг друга. Местные понимали, что нужно беречь природу, заповедная отрасль понимала, что местным нужно каким-то образом жить, кормить семьи, развивать свои населенные пункты.
Мусорный вопрос на Таганае остро стоит вне зависимости от наличия или снятия ограничений в связи с коронавирусом, поскольку количество посетителей зависит только от погоды. И до коронавирусного периода в хорошую погоду каждые выходные через нацпарк проходил огромный поток посетителей. А с ними, конечно, появлялся и мусор. Как мы с этим боремся? Собираем и вывозим сами, призываем туристов забирать то, что они принесли с собой.
На Байкале в итоге люди выражали сожаление, что наша группа раньше лет на пять там не появилась, говорили, что они бы тогда омуля сохранили. Я спрашивал: «А вы сами не могли остановиться?». И они сказали, что, к сожалению, нет, сами не могли. Что интересно, некоторые браконьеры, нарушители из местных, в результате пришли работать в национальный парк. Мы этих людей ловили за нарушения, а теперь попробуй им что-нибудь против национального парка сказать.
Ямал — это девять месяцев зимы, величественные горы Полярного Урала и мистическое полярное сияние, самое большое поголовье оленей в мире и бережно сохранённые вековые традиции. Настоящему туристу, постоянно ищущему новых впечатлений и мечтающему покорить арктические дали, обязательно нужно побывать в нашем крае. Сделать это довольно просто: всего 2-2,5 часа на самолёте из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми или Казани, и вы уже в Салехарде – единственном в мире городе, расположенном на широте Северного полярного круга. Чтобы влюбиться в Ямал бесповоротно достаточно одного визита, а вот для полного знакомства с краем нужно посетить регион в разные сезоны, потому что каждый открывает Ямал по-новому.
Архангельская область сама по себе является притягательным регионом для туризма в Арктической зоне России, она на втором месте по количеству гостей среди арктических регионов — опережает нас только Мурманская область.
Именно в Архангельской области берет начало Арктика. Коренной народ этих мест — поморы — первыми начали осваивать северные моря, а Архангельск стал отправной точкой первых арктических экспедиций и первым морским портом России. Мы рекомендуем всем нашим гостям углубиться в морскую историю Архангельска, посмотреть уникальную природу и архитектуру Севера, а также быт поморов — исконных северян.
Почему в мире «зеленеют» вузы? Потому что там вся среда вокруг вузов уже более устойчивая. А у нас часто наоборот. Вузы – источники экологического лидерства, которые могут вокруг себя менять городское пространство. Вуз достигает верхнего уровня экологичности, когда появляются структура, стратегия устойчивого развития и человек, который за это отвечает. Я думаю, мы скоро перейдем к этой стадий, то есть перейдем от инициатив снизу к вовлечению сотрудников и администрации.
И что отмечают по данным Яндекс аналитики? Что с начала года интерес к сортировке отходов увеличился на 30%. При этом за последние три недели апреля этот интерес и количество запросов увеличились аж на 70%. То есть люди, попавшие в данные обстоятельства, все-таки имеют в нашей стране потенциал к осознанному потреблению, к пониманию ответственности, связанной с отходами. При этом они интересуются различными способами правильно перераспределить их, использовать или, например, утилизировать.
Знаете, горы — всё-таки особая история. Когда я приезжаю домой, стоит пробыть в четырех стенах две-три недели, и начинает тянуть обратно. Потому что в горах, когда ты постоянно там находишься, формируется своего рода зависимость. В хорошем смысле слова, конечно! Горы умиротворяют, отодвигают сиюминутные заботы на второй план. В этом уникальность заповедной природы. И она обогащает идеями, новыми мыслями. Приезжаешь из экспедиции, полный новых планов, и всё у тебя уже изумительно.
Разобрав механизмы организации этих локальных волонтерских объединений, мы поняли, что очень малый процент людей готов терпеть неудобства ради благой цели. В волонтерстве, как ни странно, тоже проявляются человеческие потребности в обеспечении комфортных условий.
Вот эту задачу мы и постарались в первую очередь решить. На федеральном уровне сделать удобный инструмент как коммуникации, так и обеспечения со стороны местных властей поддержки инициатив волонтеров. Крайне важная, казалось бы, незримая, но при этом понятная поддержка со стороны государства позволила людям на местах на более комфортном уровне организовать свои мероприятия. По сути, флаг «Вода России», который мы рекомендовали использовать всем участникам наших акций, стал удивительным пропуском в удобное и грамотно организованное волонтерство на берегах рек.
СМИ сетевое издание «Экология России» – Нацпроектэкология РФ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 79233 от 25 сентября 2020 г.
По вопросам сотрудничества и рекламы: +7 (915) 379-27-44 (WhatsApp)
Адрес электронной почты редакции: info@ecologyofrussia.ru
16+