Отходы

«Закон Фокина»: ещё один способ заставить работать РОП

«Законом Фокина» уже окрестили инициативу члена комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ Александра Фокина, которая направлена на изменение концепции расширенной ответственности производителя (РОП) и перенаправление полученных посредством РОП денег на внедрение раздельного сбора отходов. Инициатива уже получила положительный отзыв профильных министерств. Депутат представил проект закона СМИ на прошедшей в среду пресс-конференции.

«Половина объёма мусорного ведра современного гражданина — это вторсырьё: пластик, стекло или бумага, которые можно легко перерабатывать. Большая часть из этого приходится на упаковку. А мы выкидываем всё это на свалку, не имея возможности отделить от остальных отходов», — констатирует Александр Фокин.

Механизм расширенной ответственности производителя на сегодняшний день подразумевает, что за утилизацию упаковки отвечает производитель товара, который в неё упакован. Так, у производителя напитка должна «болеть голова» о том, как забрать у населения и отправить на переработку пустую банку или бутылку, у производителя бытовой техники — о судьбе картонной коробки, в которую она упакована, и так далее. Причём вариантов сегодня можно выбрать целых три: уплатить государству экосбор, создать инфраструктуру для сбора и переработки самостоятельно или же воспользоваться услугами подрядчика.

На сегодняшний день РОП распространяется в России на 5 млн. предприятий, чья продукция подразумевает наличие упаковки. Нормативы утилизации обеспечивают, по разным товарным группам, всего лишь от 5% до 35% себестоимости утилизации.

Работает система, по оценкам экспертов, неэффективно: добросовестно организуют самостоятельную утилизацию лишь несколько крупных компаний (среди которых неоднократно упоминавшиеся в наших материалах «Кока-Кола», «Балтика» и др.) Добросовестно платят экосбор, по данным проектного офиса ФП «Чистая страна», также лишь 2% производителей. В основном это крупные компании. Что же касается малого и среднего бизнеса, надзорные органы регулярно «ловят» предприятия на покупке фиктивных актов утилизации упаковки. Результат — доля утилизируемой упаковки почти не растёт, и денег в бюджете также не прибавляется!

Российский экологический оператор подсчитал: в 2019 году 3 млрд руб. было получено посредством РОП, а 180 млрд руб. было взято «из кармана» населения в виде тарифа на вывоз отходов. Причём этой суммы, с одной стороны, явно недостаточно для строительства инфраструктуры для раздельного сбора и переработки отходов. С другой же стороны, она достаточно велика для каждого отдельного гражданина, и вызывает закономерное недоумение: «зачем мне этот раздельный сбор, если его нужно оплатить из моего же кармана?»

Кроме того, некоторые эксперты подвергают сомнению правильность расходования средств, полученных в рамках РОП: куда отправились эти 3 млрд, и ушла ли хотя бы часть из них на развитие раздельного сбора отходов, проследить достаточно сложно.

Александр Фокин предлагает принципиально другую логику. Во-первых, каждый производитель должен отвечать за тот товар, который он произвёл. Сделал пластиковую бутылку — вложись в утилизацию бутылки. Сделал коробку — оплати утилизацию коробки. Сделал холодильник, который в эту коробку упакован — отвечаешь за утилизацию холодильника.

Во-вторых, «закон Фокина» подразумевает, что экосбор платят все производители товаров, которые после использования становятся вторсырьём. Причём оплачивают не 5-35% утилизации, а все 100%. При этом А.Фокин называет предложенный им сбор не «очередным налогом», а «инвестициями». Инвестициями в собственный бизнес по переработке вторсырья. «Я бы его назвал «инвестиционный сбор», потому что фактически предприятия, которые производят упаковку и вкладывают деньги в ее транспортировку, [будут вкладывать] и в последующую переработку или повторный оборот, так как это материальные ресурсы, которые будут использованы», — сказал, в частности, депутат.

Как заверяет депутат и сторонники его концепции, экосбор способен наконец-то создать систему материальной мотивации там, где нематериальной мотивации не хватает. А.Фокин привёл пример: производителю бумаги можно сколько угодно говорить, что леса — это наши зелёные лёгкие, что тайгу нужно беречь, но он не перестанет от этого рубить деревья, ведь первичны для него выживание и прибыль собственного предприятия. А вот если окажется, что производство из макулатуры обходится в несколько раз дешевле, чем покупка первичной целлюлозы, то он сам переключится на вторсырьё, стоимость которого как раз уже оплачена экосбором. Таким образом, при правильной настройке всей системы предприниматели не проиграют, а выиграют.

По подсчётам авторов законопроекта, после его принятия можно нарастить ежегодный объём экосбора минимум в 11-13 раз, что составит до 33 млрд руб. в год. Это сумма, вполне сопоставимая с суммой необходимых внебюджетных расходов по федеральному проекту «Формирование комплексной системы обращения ТКО» нацпроекта «Экология». Если «вливать» эти средства в федпроект и грамотно ими распорядиться, можно избежать банкротства региональных операторов, инвестировать в строительство предприятий мусоросортировки, закупить необходимые для внедрения РСО мусоровозы и контейнеры, при этом не «залезая в карман» к населению. Таким образом «закон Фокина» связывает в единую систему расширенную ответственность производителя и развитие раздельного сбора отходов. «Закон может стать драйвером, который подтолкнёт вперёд всю отрасль переработки отходов, на данный момент находящуюся в зачаточном состоянии», — резюмировал депутат ГД.

Минприроды России законопроект поддержало. Как отметил на пресс-конференции руководитель проектного офиса Минприроды федерального проекта «Чистая страна», сопредседатель Экологической палаты России Вадим Петров, сегодня администрировать РОП крайне сложно, и в связи с низким показателем сборов отрасль серьёзно «тормозится» в развитии. «Закон Фокина» способен помочь преодолеть эти проблемы. По словам представителя ФП «Чистая страна», задействовать в концепции РОП производителей упаковки разумно, поскольку именно на неё приходится 50% объема твердых коммунальных отходов. «Упаковка – это отход, который имеет самый короткий жизненный цикл, и в то же время это достаточно трудно добываемый отход. Именно с упаковки и зародился институт расширенной ответственности производителя», — пояснил В.Петров.

Есть, правда, у законопроекта и оппоненты. Как подчеркнул А.Фокин, он считает, что против законопроекта, прежде всего, выступают те, кто зарабатывает на природных ресурсах и на продаже производителям первичного сырья: нефтяники, лесодобытчики и пр. «Среди нефтяников, надо сказать, есть разные позиции. Например, «Роснефть» нас поддерживает. Мне импонирует и позиция СИБУРа, который купил предприятие по переработке пластика и объявил о том, что готов массово перерабатывать пластиковое вторсырьё. За такими предприятиями будущее. Но есть и те, кто направляет лоббистские усилия против закона».

Один из ключевых аргументов противников «закона Фокина» — по словам экспертов, может увеличиться цена потребительской корзины. Как мы ранее писали, высказывались мнения, что в случае вступления в 2021 году нормативов, предполагающих стопроцентную утилизацию отходов потребительских товаров и упаковки, бытовая техника может подорожать на 13%, электроника — на 9%, одежда и обувь — на 2-5%.

Тем не менее, такое развитие событий не обязательно. Как рассказал Андрей Заутер, представитель компании Strategy Partners Group (входит в экосистему Сбербанка России), для разработки законопроекта аналитики Strategy Partners Group провели соответствующие расчёты. По полученным данным, рост стоимости потребительской корзины составит примерно 178 рублей в год (чуть менее 15 руб. в месяц) с учётом текущих ставок экосбора. С точки зрения величины прожиточного минимума – это всего 0,14% в цифрах 2019 года. Причём в перспективе 1-2 лет эффект роста стоимости товаров из-за экосбора будет компенсирован, поскольку упаковка из вторичного сырья будет дешевле, а значит, и сам товар будет стоить меньше.

Также А.Фокин обратил внимание на то, что граждане «сэкономят» на раздельном сборе. «Для тех людей, которые платят каждый месяц налог, который связан с вывозимым мусором, это большое подспорье. Это социальный закон. Если мы от мусорного ведра до предприятия, которое выпустило упаковку, наладим цепочку движения ВМР и средств, это позволит нам разгрузить оплату коммунальных услуг, сделать её дешевле», — сказал депутат ГД.

Законопроект может стать ключевым фактором успеха федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения ТКО» нацпроекта «Экология». По словам заместителя генерального директора РЭО Алексея Макрушина: «Сегодня у нас показатель переработки ТКО 7%, а в национальном проекте заложено 36%. И если достичь другого показателя нацпроекта — 60% обработки ТКО — ещё не так сложно, то 36% переработки это очень амбициозный показатель. Только посредством комплексной работы, в том числе налаживания раздельного сбора во всех регионах страны и строительства инфраструктуры для сортировки и переработки, можно добиться успеха».

Еще по теме