Экология
22 апреля 2021

Большие деньги, капризы или имидж: почему велотерренкур принципиален для главы Ставрополья

Депутаты Ставропольской краевой думы направили в Госдуму законопроект о возможности региональных властей менять границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ставропольские парламентарии считают, что действующий закон не позволяет «частичное хозяйственное использование» заказников и памятников природы.

С прошлого года в Ставропольском крае идет бурное обсуждение «проекта века». Речь идет о велотерренкуре, который будет опоясывать пять гор и соединит три города Кавказских Минеральный Вод. Терренкур встретил активное сопротивление экоактивистов и стал настоящей «тропой раздора».

Несмотря на бесконечные суды, активные протесты экологов из Лермонтова, Минеральных Вод и Железноводска, власти Ставрополья продолжают настаивать на реализации проекта. 

Так, два года назад губернатор Ставрополья Владимир Владимиров согласовал изменение границ Бештаугорского заказника и гор Машук, Бештау и Змейка. Из состава ООПТ вывели более 200 га земли. Суд признал действия властей незаконными. Тогда депутаты Ставроволья по инициативе Владимирова обратились к федеральным властям. Они направили в Госдуму законопроект, позволяющий менять границы ООПТ регионального значения для хозяйственного использования.

Эксперты считают, что история с велотерренкуром давно перестала быть туристической. Сайт «Экология России» выяснил у экспертов, почему губернатор так настаивает на реализации проекта. 

«Губернатор следует избранной тактике, но она не совсем правильная. Иногда сила заключается в том, что ты признаешь ошибки и вместе с населением их корректируешь. Сейчас, мне кажется, Владимиров продавливает то, что людям откровенно не нравится. На всех общественных слушаниях, посвященных терренкуру, было высказано возмущение. Важно услышать людей, чтобы они увидели, что власть вместе с ними думает, как сделать лучше и как не сделать хуже. Пока этого не видно. Мне кажется, что кто-то из команды губернатора должен подсказать, что сейчас он совершает ошибку, пытаясь грубыми методами продавливать этот проект», – объяснила политолог Алена Август.

По ее словам, губернатор изо всех сил старается освоить федеральные средства (на проект выделено более 2,8 млрд рублей), но у него нет понимания, как прийти к компромиссу.

«Всегда есть возможность договориться с федералами, сказать, что проект был не совсем доработан, не совсем верно обсужден. Это было бы лучше для него, особенно в год больших выборов», – дополнила она.

Эксперт ставропольского отделения ОНФ Алексей Гридчин убежден, что дело как раз в деньгах.

«Сам факт их неиспользования может повлечь за собой негативные последствия. В следующий раз на другой какой-то проект их просто не дадут. Нет выхода, отступать он не может. Договорится сейчас уже будет сложно. Раньше нужно было привлекать общественников, а сейчас проблема приобрела большой масштаб. Ни один общественник уже не пойдет на попятную и не согласится с тем, что территории можно выводить из состава ООПТ», – сказал он сайту «Экология России».

Председатель общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов видит в желании губернатора построить велотерренкур любой ценой совсем другие корни.

«Это как комплексы у маленького ребенка – хочу игрушку, значит она должна быть у меня. Несмотря на статус и важную должность, многие руководители так и не становятся государственно мыслящими деятелями. В проект велотерренкура уже вовлечено много людей. Это большой коммерческий проект, реализации которого мешают обычные люди», – дополнил эколог.

Доктор философских наук, профессор СКФУ Борис Аксюмов считает, что при реализации таких проектов власти всегда встречают сопротивление. Отличный пример – Олимпиада в Сочи в 2014 году. Тогда местные жители тоже боялись перемен.

«Велотерренкур – проект, который получил одобрение на федеральном уровне. На него выделены деньги, но пока они заморожены. Для Ставпополья это очень важно, потому что туристический кластер – один из ведущих, особенно на Кавминводах. Велотерренкур был бы очень хорошим подспорьем для привлечения туристов. Таких трасс в наших стране нет, а велокультура развивается активно. Это имиджевый проект», – сказал он сайту «Экология России». 

После запуска трасс не только туристы смогут покататься на велосипедах и подышать свежим воздухом, но и сам регион будет претендовать на проведение мировых соревнований по велоспорту.  Эксперт видит в проекте только перспективы.

«Если мы посмотрим на историю человеческой цивилизации, то ее бы не было, если бы человек не вмешивался в природу. Крупные проекты связаны с экологическими издержками. Но я не думаю, что они фатальные. Есть несколько экологических экспертиз, они положительные. У нас нет поводов сомневаться в выводах экспертов», – добавил эксперт.

Фото: vk.com/public186824198

Еще по теме